Младшая группа
«Как мы ухаживали за игрушками»
Вид труда: Хозяйственно-бытовой
Форма организации: Поручение (общее)
Цель: Формировать положительное отношение ребенка к труду и его результатам.
Задачи: 1. Учить детей мыть игрушки, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс, убирать рабочее место.
2. Формировать специальные трудовые умения: наливать воду, используя ковш; намыливать губку; споласкивать; ставить сушиться на поднос.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность при работе с клеем.
Оборудование и материалы: Игрушка-Чистюлька, картинки с последовательными действиями мытья игрушек, грязные игрушки, тазики для мытья игрушек, тряпочки, губки по количеству детей, мыло, подносы для сушки, заготовки для наклеивания, клей, кисти, тряпочки, клееночки, коробка.
Организация обстановки: Длинный ряд столов для мытья игрушек, стол для наклеивания заготовок, стулья полукругом для беседы с детьми.
Ход трудовой деятельности
Дети сидят на стульчиках полукругом.
|
|
Воспитатель: - Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
Раздается стук в дверь, заходит «Чистюлька»
- Здравствуйте ребята, меня зовут Чистюлька. Скажите мне, пожалуйста, вы на прогулку ходите? Ответы детей (да).
- А игрушки после прогулки прибираете? Ответы детей (да).
- Я вчера шел мимо вашего участка и увидел, что на нем валяются игрушки, собрал их и вам принес.
Чистюлька протягивает детям мешочек с грязными игрушками.
Воспитатель: - Ой, ребята, как же так получилось, что мы плохо прибрали игрушки на участке. Наверно мы заторопились и плохо постарались.
Чистюлька: - Давайте посмотрим, в каком состоянии игрушки? Ответы детей (грязные, мокрые, некрасивые).
Чистюлька: - Что же нам делать с такими игрушками? Ответы детей (помыть).
Чистюлька: - Правильно помыть. Спрашивает у воспитателя, умеют ли дети мыть игрушки.
Воспитатель: - Ребята, а вы умеете мыть игрушки? Ответы детей (да).
Давайте вспомним, как правильно мыть игрушки. Воспитатель проводит игру «Что за чем» (алгоритм мытья игрушек).
Воспитатель: - Ребята давайте все вместе приведем наши игрушки в порядок.
На заранее приготовленные столы (длинный ряд) дети расставляют по два тазика, работают парой (девочка-мальчик). Педагог своей рукой наливает небольшое количество воды. Дает поручение девочкам намыливать и мыть игрушки, а мальчикам споласкивать и относить сушиться на поднос. После работы воспитатель убирает тазики, детям предлагает взять тряпочки и обтереть свое рабочее место.
|
|
Чистюлька приглашает всех детей подойти к столам, где сушатся игрушки: - Ребятки, какие теперь у нас стали игрушки? Ответы детей (чистые, красивые).
Воспитатель: - Ребята, давайте я вам прочитаю снова стихотворение про игрушки:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
Воспитатель: - Ребята, как надо относиться к игрушкам? Ответы детей (не ломать, не обижать, прибирать).
Воспитатель: - У меня на столе стоит коробка только она не красивая, хотите украсить коробочку и сложить туда игрушки? Ответы детей (да).
На отдельном столе лежат заранее приготовленные заготовки для наклеивания (цветочки, листочки, ягодки).
Дети вместе с воспитателем подходят, выбирают, заготовку намазывают клеем и приклеивают.
В готовую коробку дети складывают высохшие игрушки.
Чистюлька собирается уходить, а дети обещают ему внимательно прибираться и ухаживать за игрушками.
Воспитатель: - Ребятки, чем вам понравилось заниматься? Ответы детей (мыть игрушки, украшать коробочку).
Воспитатель: - А что нужно делать чтобы игрушки были красивые? Ответы детей (не ломать, мыть).
Воспитатель: - Вы у меня сегодня все молодцы, хорошо поработали.
«Ох, уж этот Карлсон!»
Вид труда: самообслуживание.
Форма организации: поручение.
Цели: закрепить с детьми культурно-гигиенические навыки. Продолжать учить детей быть гостеприимными хозяевами. Воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи.
Словарная работа: розетка.
Материал и оборудование: муз. фрагмент песни «Смешной человечек на крыше живет», кукла би-ба-бо «Карлсон», детский столик, скатерть, баночка с вареньем, чайная ложка, блюдце, салфетки, чайная посуда, несколько видов посуды для варенья (розеток).
Ход трудовой деятельности:
Звучит музыкальный фрагмент песни «Смешной человечек на крыше живет» с нарастающим звуком.
В: Дети, вы слышите, кто-то поет?
Д: Да. Мы тоже слышим песенку!
В: Я сейчас посмотрю, кто это так весело поет!?
Воспитатель выглядывает за дверь, вносит куклу би-ба-бо «Карлсон».
К: Посадку, давай посадку!Ох, кажется, приземлился!
В: Ребята, вы узнали кто это?
Д: Это же Карлсон!
В: Давайте, поздороваемся с ним!
Д: Здравствуй, Карлсон!
К: Здравствуйте, дети! Как хорошо, что я приземлился у вас! Мне срочно нужно подкрепиться!
А то мой пропеллер стал барахлить!
В: А куда же ты так торопишься, Карлсон?
К: Я лечу в гости, на День рождения к моему другу Малышу! Кстати, а у вас нет баночки варенья? Только оно мне поможет восстановить силы!
В: Дети, что же делать? Надо помочь Карлсону.
Д: Да, надо! А то он опоздает в гости на День рождения к Малышу!
В: Вспомнила, у нас же есть баночка вкусного варенья! Приглашайте Карлсона за стол!
Д: Карлсон, присаживайся, пожалуйста, за стол, угощайся!
Карлсон «садиться» за стол, начинает есть варенье руками из баночки, громко причмокивая.
В: Дети, Карлсон правильно ест варенье?
Д: Нет, Карлсон варенье едят ложкой!
К: А я всегда так ем! Так вкуснее! Ой, как вкусно! Объеденье просто! А у вас есть чем-нибудь запить варенье?
Д: Вот, чай, Карлсон.
Карлсон пьет чай громко отпивая.
В: Дети, давайте научим Карлсона как правильно вести себя за столом во время чаепития.
Педагог усаживает Карлсона за стол, освобождая себе руки. С детьми начинают сервировку стола.
В: Дети, давайте научим Карлсона культурно вести себя за столом и правильно есть варенье?
Д: Давайте.Сначала варенье наливают в блюдечко или специальную посуду для варенья. Варенье из банки руками не едят. Его надо есть ложечкой.
|
|
В: Посуда для варенья называется – розетка.Вот, посмотрите, розетки могут быть такие, вот такие или такие. Педагог демонстрирует детям разные виды розеток.
В: Давайте все вместе повторим – розетка.
Д: Розетка.
В: Еще, что надо для чаепития?
Д: Ставим на стол чашки для чая, блюдца. Раздаем чайные ложки.
Д: Еще ставим салфетки.
В: Молодцы, стол к чаепитию готов!
В: Дети, что нужно сделать перед тем как сесть за стол?
Д: Нужно вымыть руки!
В: Правильно! Умницы!
К: Как красиво у вас получилось! Полечу скорее к Малышу! Он меня наверно, уже заждался за праздничным столом!
В: Подожди, подожди Карлсон, не спеши! А знаешь ли ты как вести себя за столом?
К: А что, есть какие то правила?
В: Конечно. И дети сейчас тебе о них расскажут.
Д: За столом нельзя разговаривать во время еды, можно подавиться.
Д: Нельзя громко кушать – это некрасиво!
Д: Кушать надо аккуратно, стараться не крошить и не пролить еду на стол.
Д: После еды нужно протереть рот салфеткой.
Д: А когда выйдешь из-за стола нужно сказать спасибо! Поблагодарить хозяев за угощение!
К: Спасибо, ребята! Я всё запомнил! Как здорово, что я у вас приземлился! Обещаю быть самым примерным гостем на День рождение Малыша! До свиданья, дети!
Д: До свиданья, Карлсон!
В: Вот и улетел наш веселый друг! Я очень рада, что вы научили Карлсона правильно вести себя за столом, что вы всегда рады помочь друзьям. Давайте похлопаем друг другу ведь мы сегодня молодцы!
Средняя группа
«Мы помощники»
Цель: создание условий для социальной ситуации развития детей в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
- создать условия для расширения представлений детей о людях разных профессий;
- способствовать закреплению названий профессий (учителя, врача, повара, портного) и определить предметы необходимые для их работы;
- выяснить какую пользу они приносят людям;
- побуждать детей высказывать свои суждения;
- способствовать воспитанию трудолюбия и уважение к человеку труда;
- организация совместной детской трудовой деятельности.
Оборудование: 4 больших тазика с тёплой водой; грязные кубики; тряпочки, губки и фартуки на каждого ребёнка; мыло; 4 салфетки для сушки кубиков. Картинки «пазлы» с профессиями (учителя, врача, повара, портного). Фото детей как они трудятся дома. Костюм «Фиксик Симка» с чемоданчиком. Музыкальное сопровождение трудовой деятельности детей.
|
|
Форма проведения: подгрупповая.
Ход:
Вводная часть:
Дети в группе вместе с воспитателем.
Неожиданно в группу входит Фиксик Симка с чемоданчиком в руках.
Симка: Здравствуйте, ребята! Я ищу своего друга Нолика, вы его видели?
Ответы детей.
- Я хочу ему показать картинки с «пазлами».
Дети – покажи их нам.
Симка: Я вам покажу, но прежде вы отгадайте мои загадки:
Основная часть:
Симка загадывает детям загадки.
1. Зовут его, когда больны, -
Заботы так его нужны!
Уверенно он в дом войдёт
К больному близко подойдёт,
Пощупает, горяч ли лоб,
Достанет свой фонендоскоп,
Послушает, заглянет в рот,
Рецепт оставит и уйдёт,
Больному легче станет вдруг.
Скажите, кто же этот друг? (врач)
2. Профессии важнее нет!
Он ходит в школу много лет,
Всегда с весёлой детворой
Ей открывает мир большой
Несёт он знания и свет
Всегда готов нам дать совет
Его привыкли уважать
Кто он? Вы можете назвать? (учитель)
3. Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко мишка,
Будет и тебе штанишки.
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Назови скорей кто я?
Ну, конечно же …. (швея)
4. Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет (повар)
Симка: Молодцы, ребята вы все мои загадки отгадали.
«Неожиданно» Симка роняет чемоданчик и оттуда выпадает всё.
Симка: Ой, все картинки перепутались. Что же делать?
Ребята предлагают разобрать картинки с профессиями и предметы необходимые им.
Воспитатель: Ребята, здесь 4 больших картинки (учителя, врача, повара, портного) и много маленьких с разными предметами. Что надо с ними сделать?
Дети решают разобрать картинки
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
Воспитатель: Ребята, а где вам будет удобнее собирать на столе или ковре? Вы будете собирать по одному или группками детей?
Работа детей.
Симка и воспитатель обходят все группы детей,
и помогает при необходимости наводящими вопросами.
Симка: Спасибо, вам ребята! Вы настоящие друзья! Теперь я смогу их показать Нолику.
Симка аккуратно убирает картинки в чемоданчик.
Воспитатель: Ребята, Симка идите к мольберту рассмотрим фотографии.
Дети рассказывают, как они трудятся дома,
воспитатель и Симка помогают детям, если надо наводящими вопросами.
Симка: Молодцы, ребята вы хорошо помогаете, дома своим родителям, а в саду помогаете?
Ответы детей.
Помогаем подготовить столы к занятию, дежурим в уголке природы, накрываем и убираем посуду со стола, можем подмести, если нужно и т.д.
Симка: А, научите меня мыть игрушки, мои любимые кубики. Что нужно для этого?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а вы покажите Симке, где у нас лежат тряпочки, губки и всё необходимое для мытья игрушек.
Воспитатель и Симка организуют трудовую деятельность – мытьё кубиков. Во время работы действия сопровождаются пояснением, советами, поддержкой детской инициативы, устанавливаются правила взаимодействия, взрослые побуждают к речевому общению по поводу совместной деятельности.
Работа сопровождается весёлыми детскими песенками.
Симка: Ребята, как у вас здорово, но мне пора уходить. Нолик меня заждался. До свидания, друзья.
«Труд людей весной»
Цель: Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде.
Задачи:
1. Расширять представления об орудиях труда.
2. Систематизировать знания о процессе посадки.
3. Формировать практические навыки посадки растений.
4.Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок.
5. Корректировать навыки продуктивной деятельности.
6. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.
Материал: инструменты, используемых при работе в огороде и в другой деятельности (игра «Что лишнее?»); иллюстрации с изображением орудий труда, счетные палочки; картина с наложенными контурными изображениями орудий труда; сюжетные иллюстрации «Что сначала, что потом»; ящики с землей, семена лука (лук-севок), фартуки на каждого ребенка, палочки, маленькие лейки.
Предварительная работа: Беседы, наблюдения, рассматривание картинок, отгадывание загадок, игры.
Ход НОД:
Сл.1.
Приветствие:
К солнышку руки мы потянули,
Лучик мы взяли и к сердцу прижали,
Мы улыбнулись, гостям лучик дали,
Здравствуйте, гости, мы вас всех ждали!
Деятельность воспитателя: Вот и наступила весна. Давайте, вспомним, что изменилось в природе?
Деятельность детей: ответы детей.
Деятельность воспитателя: В это время года у людей много работы. Отгадайте, пожалуйста, загадку, о чем она?
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам пускать никак нельзя.
Деятельность детей: Огород.
Сл.2
Деятельность воспитателя: Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Кто из вас любит трудиться на огороде? Какую работу вы выполняете на огородном участке, чтобы вырастить хороший урожай?
Деятельность детей: ответы детей.
Деятельность воспитателя: Мы живем в местности, где холодная зима и теплое лето. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? Послушайте:
На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.
Что б ни случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.
Деятельность детей: Парник, теплица.
Демонстрация иллюстрации.
Деятельность воспитателя: А еще какие верные друзья-помощники есть у человека на огороде, кроме парников и теплиц, вы узнаете, отгадав загадки.
«Отгадай загадки» (с демонстрацией иллюстраций).
Проползла во двор змея черная и длинная,
Огород наш поливала, на работе не зевала. (шланг)
Смастерили из досок и надели поясок,
И хранит посуда эта с грядки собранное лето. (бочка)
Два братца пошли в речку купаться.
Один купается, другой на берегу дожидается.
На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)
Стоят в один ряд острые цап-царапки.
Удобно сгребать ими мусора охапки. (грабли)
Из железа тучка, а у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (лейка)
Деятельность воспитателя: А теперь я вам предлагаю из счетных палочек выложить инструменты, которыми чаще всего приходится работать в огороде.
«Выложи из палочек инструменты»
Деятельность детей: Выкладывают из палочек контуры лопаты.
Деятельность воспитателя: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от бабушки Забавушки. Она просит нас ей помочь. Пишет, что стала она старенькая, слабенькая, не может сама в огороде работать, и помочь ей некому. Поможем? Тогда вставайте, отправимся в огород.
Физ.минутка.
В огород пойдем, хоровод заведем. (Идут по кругу, держась за руки)
В хоровод возьмем редиску, с ней присядем низко-низко. (Приседают)
В хоровод возьмем морковку, и с морковкой спляшем ловко. (Танцевальные движения)
Вверх потянемся с лучком (Тянутся вверх, поднявшись на носочках)
Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке, как зеленые горошки. (Скачут по кругу друг за другом)
Деятельность воспитателя: Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Найди инструмент». Посмотрите внимательно на эту картинку и назовите, что за инструменты тут спрятались.
Деятельность детей: грабли, ведро, топор, ножницы, кисточка.
Деятельность воспитателя: «Обведи по точкам и заштрихуй». А теперь выполните задание у себя на листочках. Соедините точки линиями и заштрихуйте. Что за овощи у вас получились?
Деятельность воспитателя: Кстати, тут бабушка еще картинки оставила, чтобы было понятнее, как сажать. Сейчас я хочу вас проверить, знаете ли вы, как сажать растения. Рассмотрите эти картинки и разложите их по порядку: что было сначала, а что потом.
Деятельность детей: Раскладывают картинки по порядку.
Деятельность воспитателя: А знаете ли вы, как сеять, сажать? Ну, и что нужно, чтобы вырастить овощи?
Деятельность детей: приготовить грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить.
Деятельность воспитателя: Значит, что нужно растениям для хорошего роста?
Деятельность детей: Почва, вода, тепло, свет.
Деятельность воспитателя: Какие же вы молодцы! Как славно потрудились. Рефлексия.
Деятельность воспитателя: На этом наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили? Что мы делали на занятии, какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? И т.д.
Старшая группа
Конспект занятия по трудовому воспитанию «Игрушки любят чистоту
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.
Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)
Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.
Материалы:грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.
План занятия
Организационный момент
1. Беседа о любимых игрушках.
2. Мишка с мешком.
Основная часть
1. Игра «Стираем».
2. Беседа о процессе труда.
3. Готовим рабочее место.
4. Процесс труда.
Заключительная часть
1. Минутка шалости.
2. Минутка тишины (стихи).
3. Оценка результата труда.
Ход занятия
Воспитатель: — Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
Воспитатель: — А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: «Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!»
(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).
Воспитатель: — Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки в мешок положил?
Мишка: - Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?
(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).
Воспитатель: — Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
- Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!
Физминутка
(Имитация движений).
Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Воспитатель: — Что же мы решили с вами сделать?(Вымыть игрушки для медвежат).
Мишка: — Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!
Воспитатель: — Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
-Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.
- Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
- Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.
(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).
Самостоятельный процесс труда.
Воспитатель: — Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!
Минутка шалости (под музыку).
Минутка тишины:
Воспитатель: — Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.
В. Викторов.
Дружат пчелка и цветок.
Дружат лист и мотылек.
Дружат реки и леса.
Дружат в хоре голоса.
Дружат солнце и весна.
Дружат звезды и луна.
Дружат в море корабли.
Дружат дети всей земли!
Воспитатель: — Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?
- Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, получилась у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?
Воспитатель: — Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.
Мишка: Спасибо вам!