Предмет, задачи инженерной психологии

Труд как психологический феномен

Труд выполняет особую общественную, культурную функцию в становлении человека. Ещё в глубокой древности люди разделяли меж собой свои трудовые функции: одни охотились, другие охраняли жилища, осуществляли религиозные культы, рисовали на скалах и т.д. Это были первые по сути попытки, во-первых, обустроить свою жизнь, а, во-вторых, определить себя, как человека «способного на что-то». Труд, таким образом, есть сложное историческое, социальное, экономическое и культурное явление, в котором выделяют два основных аспекта:

1) Труд в узком смысле – это совместная целесообразная деятельность человека, направленная на поддержание своего физического существования, на удовлетворение своих естественных потребностей; деятельность, предполагающую ее разделение на отдельные действия, их регламентацию, координацию активности отдельного человека и групп людей. Это есть производство или результат труда.

2) Труд в широком смысле - это общественный по характеру процесс взаимодействия людей как по преобразованию не только внешнего мира, но и собственной природы человека. Процесс становления человека, его развития как личности, индивидуальности, активного субъекта своей жизнедеятельности.

Таким образом, преобразуя внешнюю реальность и создавая в ней продукты своей деятельности, человек одновременно меняет и свою природу, свою «человеческую материю». Именно в связи с этим особые требования предъявляются к нравственному эффекту производимой деятельности и её продукта. Субъект зависим от этих отношений, но и сам активно преобразует и формирует своё отношение к труду. Зрелое отношение к труду заключается в отношении к труду не только как к процессу поддержания физического существования, но и социальной активности человека ради самой потребности в труде.

Психология труда как научно-практическая дисциплина, их предмет и задачи

В самом общем виде можно сказать, что психология труда изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, закономерности формирования и проявления личности в процессе труда.

А.В. Карпов рассматривает в качестве предмета психологии труда психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительных действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова считают, что п редмет психологии труда - субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и к рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

О.Г. Носкова рассматривает психологию труда как отрасль психологической науки исследующей человека как субъекта труда и все факторы, которые влияют на его профпригодность, компетентность, работоспособность, мотивацию и их воплощение в процессах и продуктах труда.

Основные задачи, стоящие перед психологией труда в при­кладных исследованиях, это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

Для решения этих задач необходимо решить ряд других более частных задач. Наиболее простым и общим является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и практические (направленные на достижение конкретного практического результата).

Предмет, задачи инженерной психологии

Существуют несколько определений инженерной психологии:

Инженерная психология – это наука, изучающая системы «человек-техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

- конструирования техники и организации управления технологическим процессом;

- подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определённой техникой;

- профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

Инженерная психология изучает психологические закономерности трудовой деятельности человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем.

Инженерная психология имеет целью разработку психологических основ для проектирования и создания новой техники с учётом «человеческого фактора», т.е. с учётом совокупности тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек - машина».

Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Сложная система «человек - машина» характеризуется двумя главными отличительными признаками:

1) в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путём непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи.

2) человек воспринимает информацию об объекте управления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и воздействует на управляемый объект с помощью органов управления.

Инженерная психология - отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек - машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

Предмет инженерной психологии - процессы и структура информационного взаимодействия человека и технических систем, в том числе - приёма, переработки, хранения информации, принятия решений и психической регуляции управляющих действий.

Объект инженерной психологии - это система «человек - техника».

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку. В этом направлении можно выделить следующие задачи инженерной психологии:

1) Анализ задач человека в СЧМ, изучение структуры и классификации деятельностей оператора. Распределение функций между человеком и кибернетической частью системы.

2) Изучение процессов преобразования информации оператором: приём информации, переработка информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.

3) Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и обмена информацией.

4) Разработка методов построения рабочих мест операторов и систем интерфейса.

5) Изучение факторов, влияющих на деятельность оператора. Оценка и формирование оптимальных рабочих функциональных состояний.

6) Изучение влияния психологических факторов на эффективность систем «человек - машина».

7) Разработка принципов, методов и средств профессиональной подготовки операторов для обеспечения процедур профессионального отбора, обучения, формирования коллективов, тренировки, психологической поддержки и коррекции.

8) Инженерно-психологическое сопровождение проектирования и оценка систем «человек - машина». Это обобщающая задача, и при её решении используются результаты, полученные при решении всех предыдущих задач. Отметим, что выделяют два основных прикладных направления инженерной психологии: системотехническое и эксплуатационное.

Как техническая наука инженерная психология изучает технические средства деятельности для оптимизации информационного взаимодействия в системе «человек - машина». В рамках данного направления выделяют следующие задачи инженерной психологии:

1) комплексное проектирование деятельности оператора и используемых им технических средств;

2) создание информационных моделей, реализуемых на различных устройствах отображения и органах управления;

3) реализацию алгоритмов и анализ содержания управляющих действий, исключающих ошибки и внештатные ситуации;

4) выработку требований к уровню профессиональной пригодности, учитывая необходимость отбора, степень обученности, виды и содержание тренировочных упражнений и средств подготовки;

5) определение соответствия содержания деятельности возможностям человека-оператора.

Как практическая дисциплина инженерная психология решает вопросы внедрения психологических знаний в практику проектирования, создания и эксплуатации систем «человек - машина» (СЧМ). Задачи решаемые в этом направлении:

1) анализ поведения и работоспособности операторов в различных режимах работы;

2) психологическое сопровождение научной организации труда операторов;

3) разработка методов и средств контроля психофизиологического состояния операторов;

4) вопросы групповой психологии, профессиональной подготовки операторов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: