9. Сущность и структура механизма ценообразования в условиях переходной экономики.
|
|
В механизме ценообразования выделяются механизмы государственно-общественного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.
Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями: Объект регулирования в этом механизме — фиксированные и предельные цены.
Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, как планирование, регулирование, контроль и организация.
|
|
Сущность рыночного механизма, самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены.
Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок. При их относительной стабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен рост цен, обесценивание денег, инфляция.
Между ценой и инфляцией существует двухсторонняя связь. Инфляция вызывает рост цен. Цены, в свою очередь, влияют на инфляцию, они могут ее сдерживать, но могут и ускорять. Экономически обоснованная система цен является одним из условий предупреждения и замедления инфляции. Инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе превышает возможности их материального обеспечения.
Неотъемлемой частью процесса создания рыночного механизма является либерализация цен.