Показатель «Абстрактность названий» отражает «способность выделять главное, способность понимать суть проблемы» (Е. Торренс).
Эти способности связаны с мыслительными процессами синтеза и обобщения. В тесте они проявляются через уровень абстрактности названий, придуманных обследуемым к своим рисункам. Хорошее название помогает воспринимать рисунок глубже и богаче.
Показатель «Абстрактность названий» оценивается только в тех ответах, которые при подсчете параметра «Беглость» были признаны адекватными.
Абстрактность названий подсчитывается в Субтесте №1 «Создание рисунка» и Субтесте №2 «Незавершенные фигуры».
Названия к рисункам оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов в соответствии со следующими критериями:
Баллов
Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова.
Например: «Человек», «Сад», «Слон», «Горы», «Булочка» и т. п.
Балл
Простые описательные названия. Эти названия описывают конкретные свойства нарисованных объектов. Как правило, они выражают на вербальном уровне то, что мы видим на рисунке.
|
|
Например: «Девочка с большим бантом», «Злая собака», «Грустный мальчик», «Влюбленная пара», «Карандаш на бумаге», «Шторы с карнизом», «Человек с большим носом» и т. п. Названия, которые описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке.
Например: «Работающий человек», «Мальчик болеет», «Летя- - щи и змей», «Отдыхающий кот» и т. п.
Названия, из которых легко выводится наименование класса, к которому названный объект принадлежит.
Например: «Колли (собака)», «Альпы (горы)», «Венера (планета)» и т. п.
Балла
Образные описательные названия. Такие названия носят несколько необычный, поэтический, образный характер. Они также отражают то, что изображено на рисунке.
Например: «Длиннорукий дядюшка на севере», «Последняя мода с Марса», «Собака по имени Кинг», «Во поле береза стояла», «Тополь на Плющихе» и т. п.
Названия, описывающие чувства или мысли изображенных людей или предметов.
Например: «Давай поиграем», «Ты неправ», «Кто сказал, что я выгляжу нелепо?», «Ну разве я не прелесть?», «Возьмемся за руки друзья — чтоб не пропасть поодиночке» и т. п.
Балла
Абстрактные, часто философские (но адекватные) названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный внутренний смысл, выходящий за пределы изображения.
Например: «Время твоей жизни», «Нечаянная встреча», «Лишний», «Все течет, все изменяется» и т. п.
Сопротивление замыканию.
Показатель «Сопротивление замыканию» отражает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи» (Е. Торренс).
|
|
Менее творческие люди имеют тенденцию преждевременно переходить к заключениям без учета всей доступной информации. Выполняя задания Субтеста №2 «Незаконченные фигуры», такие люди завершают фигуры немедленно — прямыми или ломаными линиями, исключая возможность для создания более сильных, оригинальных рисунков.
Показатель «Сопротивление замыканию» подсчитывается только в Субтесте №2 «Незаконченные фигуры».
Рисунки обследуемого оцениваются по шкале от 0 до 2 баллов в соответствии со следующими критериями:
Баллов
Фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или простой кривой линии, сплошной штриховки или раскрашивания (Рис. 14а, б, в). Буквы алфавита или цифры оцениваются также в 0 баллов.
Балл
Решение превосходит простое замыкание фигуры. Обследуемый быстро и просто замыкает фигуру, но потом дополняет ее деталями снаружи (Рис. 15а, б). Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ оценивается в 0 баллов.
Балла
Стимульная фигура не замыкается вообще (Рис. 16а-е).
Стимульная фигура замыкается с помощью линий сложной конфигурации (Рис. 17).
Стимульная фигура становится открытой частью закрытой фигуры (Рис. 18). Буквы и цифры оцениваются в 0 баллов.
Следует отметить, что более достоверная оценка показателя «Сопротивление замыканию» получается в том случае, если обследуемый успевает завершить все фигуры. Этот факт необходимо учитывать при интерпретации результатов тестирования.
Вернуться к оглавлению