Типология словообразовательных отношений между словами. Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная парадигма. Словообразовательный тип

В словообразовании изучаются как комплексные типы отношений, которые существуют между парами слов, непосредственно мотивирующим и мотивированным, так и целые ряды однокоренных слов, связанных отношениями последовательной мотивации. Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации, называется словообразовательной цепочкой. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. 

I
III
II
Например, величественность — слово III ступени мотивированности: оно входит в цепочку:    

великий → величество → величественный → величественность

Слово второй, третьей и других ступеней мотивированности может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но опосредованно может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но опосредованно и другими предшествующими словами. например, слово истосковаться, входящее в цепочку тоска → тосковать → истосковаться, семантически мотивируется не только глаголом тосковать, но и существительным тоска. Очевидно, что цепочка как последовательность однокоренных слов, связанных непосредственной мотивацией, может ветвиться, образуя различные последовательности. Так, от слова тоска могут быть образованы и тосковать, и тоскливый, а от слова тосковать соответственно и затосковать, и истосковаться, и потосковать, и растосковаться, и протосковать и др. Совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, называется словообразовательным гнездом.

Пример словообразовательного гнезда:

 

 

 

Как видно из примера, отношения между словами, входящими в словообразовательное гнездо, можно рассматривать не только по горизонтали, по линии словообразовательных цепочек, но и по вертикали. Совокупность мотивированных слов, имеющих одно и то же мотивирующее слово и находящихся на одной и той же (обычно первой) ступени словопроизводства, называется словообразовательной парадигмой. В приведенном словообразовательном гнезде парадигму образуют слова великоватый, величавый, велико, величие, величество, величина, великан, невеликий, превеликий, возвеличить.

Нетрудно заметить, что понятие «парадигма» в словообразовании принципиально отличается от понятия парадигмы в фонологии, где этим термином обозначаются варианты одной фонемы, а также не совпадает с понятием парадигмы в морфологии, где этим термином обозначаются изменения, которые претерпевает слово в процессе словоизменения (формообразования). В словообразовательной парадигме оснóвой является исключительно то новое, дополнительное словообразовательное значение, которое реализуется в соответствующем мотивированном слове. Рассмотрим в качестве примера словообразовательные парадигмы слов голубь, перепел, курица:

Некоторые слова, заполняющие клетки словообразовательной парадигмы, характеризуются фразеологичностью семантики. Это относится к словам, в качестве форманта которых выступают многозначные аффиксы. Например, встретив вне контекста слова голубятник, перепелятник, курятник, мы не всегда можем понять, что именно означают эти существительные: помещение, лицо (служитель, любитель, охотник) или хищную птицу. При-ведём примеры употребления таких слов в текстах, когда их значение проясняется окружением: голубятник, перепелятник — помещение (Выстроен новый перепелятник. Этим летом будем старый голубятник надстраивать); голубятник— «любитель» (Он заядлый голубятник); курятник— любитель/служитель (Фо-мины – настоящие курятники: в их хозяйстве есть и ливенские, и юрловские голосистые, и леггорн (устн.); перепелятник — хищная птица (Это опасно: ястреб-перепелятник может быть по-близости (Сладков) и т.п.

Нетрудно заметить, что в парадигмахслов голубь, перепел, курица представлены мотивированные слова с одними и теми же значениями. Однако различия между этими парадигмами тоже существуют:

Исходной единицей в последней парадигме является слово, обозначающее самку, а в двух первых — слово, обозначающее самца (в парадигме слова курица однокоренное существительное со значением «самец» отсутствует(ср. петух);

В парадигме слова голубь уменьшительно-оценочное значение реализуется сразу несколькими мотивированными (голубок, голубчик, голубушка, голубонька), а в парадигме перепел образования с этими значениями не зафиксированы, это во многом объясняется отсутствием у исходного слова яркого переносного значения; слово же перепёлочка в парадигму слова перепел входить не может, так как находится на другой (второй) ступени словопроизводства: перепел → перепёл-к-а → перепёл-оч-к-а;

Супплетивное словообразование не мешает появлению существительного со значением «детёныш» в парадигме слова курица (курчонок/курёнок/цыплёнок, интересно сравнить: корова – телёнок (и только!), собака – щенок), а слова голубь и перепел с супплетивными единицами не соотносятся вовсе и т.п. Разумеется, в словообразовательных парадигмах, принадлежащих другим словам, обозначающих птиц, животных, найдутся и иные отличия от рассмотренных парадигм, а словообразовательные парадигмы слов разных лексико-семантических групп и разных частей речи будут характеризоваться еще более глубокими различиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: