Планирование перевозок и работы флота

Планирование перевозок

 

 

  Основой организации и планирования работы флота и портов служит планирование перевозок. Наличие грузовой базы является предпосылкой развития транспортной системы в регионе — конкурирующих или взаимодействующих видов транспорта и способов транспортного обслуживания.

В условиях рыночных отношений, когда отсутствует не только централизованное планирование перевозок, но и производства в целом, когда не разрабатываются схемы нормальных грузопотоков, определявшие в условиях централизованной экономики рациональное распределение грузовых потоков между видами транспорта и оптимальные направления перевозок, исходя из критериев народно-хозяйственной эффективности, изучение и формирование грузовой базы и планирование перевозок является прерогативой перевозчика. Эти функции в пароходствах и судоходных компаниях выполняют специальные структурные подразделения (службы, отделы) маркетинга, грузовой и коммерческой работы. Анализ грузовой базы, привлечение грузовых потоков и планирование перевозок судовладельцы осуществляют самостоятельно либо при помощи посредников — через брокерские фирмы, выплачивая им соответствующие вознаграждения.

С целью завоевания фрахтового рынка или грузовой базы и борьбы с конкуренцией судовладельцы объединяются в конференции и пулы.

Конференции представляют собой монополистические соглашения картельного типа, заключаемые для получения более высоких прибылей в области перевозок на определенных грузопотоках. Этими соглашениями предусматривается распределение или доля участия в перевозках каждой компании-участника объединения и другие вопросы (тарифы и допустимые границы их изменения, взаимные обязательства и т. д.).

Пулы — соглашения между судоходными компаниями об их доле участия в перевозках грузов и размерах прибылей. Доли обычно устанавливаются в зависимости от количества работающего тоннажа. Существуют различные типы пулов:

• грузовой, имеющий дело с распределением только долей в перевозках;

• финансовый;

• комбинированный (по грузам и прибылям).

Самой распространенной формой пула является комбинированный. Проблемы создания подобных объединений становятся актуальными для речных пароходств и судоходных компаний — особенно для тех, которые осуществляют перевозки экспортно-импортных грузов. Организационно-правовой попыткой такого объединения можно считать «Генеральное соглашение АО речного транспорта европейских бассейнов по организации перевозок грузов и использованию флота».

При планировании перевозок и выработке политики — стратегии и тактики поведения на фрахтовом рынке, судоходные компании должны учитывать естественные факторы тяготения грузовых потоков к тому или иному виду транспорта. Эти факторы обусловливаются размещением производительных сил, географическим расположением пунктов зарождения грузовых потоков и их назначения.

Планирование перевозок является чрезвычайно важным и ответственным этапом обеспечения эффективного функционирования судоходных компаний, работы флота, портов и других предприятий и организаций водного транспорта. Проблемы планирования перевозок, заключения сделок и их оформление более подробно изучаются в специальных научных дисциплинах, например: маркетинг, коммерческая эксплуатация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: