Общие представления учащихся о геометрических построениях уточняются при усвоении темы «Изучение чисел в пределах 10» сначала фигуры (круги, треугольники, квадраты) используются как счетный материал. Дети оперируют ими, отчитывая, например, 5 треугольников, 3 квадрата, 8 кружков, считая большие и маленькие круги, красные и синие треугольники. При этом уточняются названия геометрических фигур. Знакомя учащихся с отрезком, учитель использует окружающие предметы
(ручку, карандаш, планку) и называют как изобразить отрезок на бумаге.
Дети учатся находить отрезки на окружающих их предметах (край, доски, стола) и на геометрических фигурах (стороны треугольников). При этом важно научить детей правильно показывать точки и отрезки. В процессе формирования навыков построения отрезков следует предъявлять большие требование к качеству выполняемых чертежей.
В начальной школе у учащихся накапливается запас конкретных знаний и представлений, которые в дальнейшем обобщаются и систематизируются.
Рассмотрим этапы формирования геометрических представлений и
понятий:
Этапы формирования геометрических представлений и понятий:
1.Деление фигур на указанные части на основе проведения в ней
определенным образом одного отрезка или нескольких отрезков
2.Построение простейших геометрических фигур: отрезка, прямой, луча,
угла, равного данному, прямого угла, прямоугольника, треугольника,
симметричных фигур с помощью циркуля и линейки
3.Вычленение знакомого образа геометрической фигуры на чертеже из
совокупности фигур по существенным признакам
4.Формирование н чертеже из совокупности фигур по существенным
признакам; навыков чтения геометрических фигур с использованием
буквенных обозначений
Решение задач на вычисление длины ломаной линии, отрезка, периметра многоугольника, нахождение площади квадрата прямоугольника, прямоугольного треугольника.
Необходимо стремиться, чтобы дети сами рассказывали, какие действия и в каком порядке они выполняют при построении каждой фигуры, или какими инструментами они пользуются на каждом шаге построения. Младших школьников знакомят с пошаговым представлением решения задачи на построение геометрических фигур. Построение геометрической фигуры можно пояснить устно, учитывая порядок выполнения действий.
Можно выделить следующие этапы формирования графических умений
в начальной школе.
1. Подготовительный этап. Изображение геометрических фигур с
использованием шаблонов.
2. Изображение геометрических фигур от руки (без использования
чертёжных инструментов).
3. Знакомство с чертёжными инструментами: линейкой, угольником,
циркулем. Правила работы с ними.
4. Формирование умения решать элементарные задачи на построение»
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ В ИЗМЕРЕНИИ И ВЫЧЕРЧИВАНИИ ФИГУР
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами0.
На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.
Важнейшей задачей учителя является определение методики, раскрывающей содержание геометрического материала на том уровне, который должен быть достигнут учащимся к моменту их перехода в 4 класс, а также ведущих направлений изучение этого материала.
Для формирования геометрических представлений работа должна проводится следующим образом: свойство фигур учащиеся выявляют экспериментально, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников, наблюдения и работы с геометрическими объектами.
Оперируя разнообразными предметами, моделями геометрических фигур, выполняя большое число наблюдений и опытов, учащиеся подмечают наиболее общие их признаки (не зависящие от материала, цвета, положения, массы и т.п.)
Ученики начальных классов должны уметь начертить по линейке отрезок заданной длины, с помощью линейки и угольника начертить прямой угол, построить квадрат, прямоугольник. Кроме того, они должны уметь вычертить простейший план, начертить куб, диаграмму, сделать на уроке труда чертеж выкройки и т. д.
Чертежные работы совершенствуют геометрические представления ребенка, прививают навыки пользования чертежными инструментами, воспитывают у него аккуратность. Весьма важно и то, что чертежные работы дают богатый материал для проведения разнообразных упражнений в измерениях.
Приступая к чертежным работам, учитель прежде всего должен разъяснить ученикам необходимость содержания чертежных принадлежностей (карандаша, угольника, линейки) в порядке: линейки и угольники должны быть чистыми и иметь ясно видимые деления, карандаши должны быть остро отточенными. К соблюдению этого правила необходимо приучать детей с первого класса.
Среди линеек, которыми пользуются дети, встречается немало таких, на которых деления нанесены неточно. Поэтому, прежде чем приступать к измерениям и черчению отрезков, длины которых будут выражены в миллиметрах, учитель должен все линейки в классе сверить с контрольной, и те из них, которые дают погрешность в 1 мм и более на 25 см длины, из употребления изъять.
Существует ряд правил пользования чертежными инструментами. Разъяснив, чем эти правила вызваны, учитель должен ознакомить с ними учеников. Главнейшие из этих правил следующие.
Ребро линейки, около которого нанесены деления, служит только для измерений.
При вычерчивании отрезков прямых пользуются противоположным ребром. Чтобы не загрязнилась линейка и чтобы проводимый отрезок был четким, чертеж следует выполнять только в карандаше. На бумаге линейка должна располагаться таким образом, чтобы измеряемые или вычерчиваемый отрезок находился со стороны освещенного ребра.
Известно, что при употреблении циркуля-измерителя (его иногда называют разметочным циркулем) точность результатов измерений повышается. Поэтому по крайней мере в III классе ученики при выполнении чертежей и измерений должны пользоваться циркулями-измерителями.
Чертежи следует выполнять на нелинованной бумаге. Можно, например, начиная с III класса, когда в связи с изучением геометрического материала число различных графических работ резко возрастает, завести специальные малоформатные альбомы.
Рассмотрим основные виды чертежных работ, которые должны выполнять ученики.