ФГОС ДО говорит о возможности проведения педагогической диагностики (мониторинга), но не оговаривает, какие инструменты для этого могут использоваться. Это означает, что педагог может воспользоваться тем инструментарием, который ему знаком, удобен, эффективен, соответствует тем задачам, которые ставит перед собой педагог. Свобода выбора инструментария представляет собой и большой плюс и серьезный риск: с одной стороны, возможность выбора всегда привлекательна, но, с другой стороны, есть опасность, что педагог воспользуется не вполне надежным инструментарием, что чревато неверными результатами, ошибочными выводами, неправильными рекомендациями относительно построения индивидуальной траектории развития тех или иных детей. Поэтому всегда разумнее обращаться к надежным, зарекомендовавшим себя педагогическим мониторингам развития детей. А работая по определенной программе, имеет смысл выбирать мониторинг, который создавался с учетом требований и специфики данной программы, имеет с программой общую методологическую основу и учитывает ее основные положения. Поэтому для педагогической диагностики детей в ДОО, работающей на основе программы «Мир открытий», целесообразно использовать мониторинг именно к этой программе.
|
|
Принципы реализации педагогического мониторинга
по программе «Мир открытий»
Вопрос о том, что можно диагностировать, задаваемый многими педагогами, — неслучаен. В Стандарте подчеркивается, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке» (п. 4.3). Поэтому проводить педагогическую диагностику, опираясь на них, нецелесообразно.
Для педагога важнее увидеть не столько соответствие реального ребенка тому идеальному портрету, который представлен в виде целевых ориентиров, сколько оценить эффективность собственной работы по реализации программы, в частности, посмотреть, насколько успешно решаются задачи развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (п.п.2.6, и 2.9.). Соответственно, диагностика по программе «Мир открытий» строится с учетом содержания работы по всем пяти образовательным областям.
Содержание работы по образовательным областям определено Стандартом. Поэтому Диагностические листы для детей 4-7 лет выстраиваются именно в этой логике. В то же время очевидно, что развитие ребенка младенческого и раннего возраста происходит несколько иначе, становление многих способностей и умений приходится на более поздний возраст, а в данном возрастном периоде мы имеем дело пока со становлением их предпосылок. Именно поэтому в Диагностических листах для детей 1-3 лет не выделяются соответствующие подпункты, а развитие в рамках той или иной образовательной области рассматривается комплексно.
|
|
Напомним, какие именно линии развития определены Стандартом (п. 2.6) и раскрываются в Диагностических листах.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).