Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) – это тех. учебные пособия, предназначенные для создания иноязычной среды и стимулирования речевой деятельности уч-ся, при использовании которых информация поступает по слуховому и зрительному каналу последовательно(синхронно).
Цель: обучение устной разговорной речи
Задача: подготовить уч-ся к повседневному общению (разговорный язык)
Чтение и письмо – не может быть основой обучения. Они вторичны. Общение – первично.
Основа обучения - устная речь.
Воспроизведение нового материала на основе целостных структур отмечается на слух. Большое значение- звуковые образы.
Отличие метода - широкое использование звуковой и зрительной наглядности
АВСО создает искусственную (учебную) языковую среду.
Искусственная (уч) языковая среда - совокупность моделирования ситуаций общения, которые вызывают у обучаемых готовность к ин. коммуникативной деятельности и побуждают их к адекватному использованию речевых\неречевых со.
Видеофильм - специально подготовленный в методическом и режиссерском плане аудиовизуальное средство обучения, предназначенное для создания естественных ситуаций речевого общения.
Видеофильм
1. Особенности предъявления информации
· Информационная насыщенность
· Синтез основных видов наглядности
· Аутентичность учеб материала
2. Цели
· Совершенствование реч. навыков
· Развитие умений устной речи
· Расширение страноведческих знаний уч-ся
3. Методика работы с АВСО
· Пред-демонстрационный
1) Снятие языковых трудностей
2) Прогнозирование содержания
3) Ввод лексических единиц
· Демонстрационный (Цель- контроль с помощью переводных и беспереводных способов)
1)Просмотр
2)Контроль понимания (Ответь на…, соотнеси, не\согласись)
· Последемонстрационный (Цель- развитие речевых навыков)
1) Показ кадра без звука, воспроизведение уч-ся фразы\реплики, выполнение речевых упр. под руководством учителя
2) Пересказ, разыгрывание диалогов
Этапы:
Презентация - указание, направление мысли учащихся, восприятие на слух
Объяснение - учитель задает вопрос, выявляет правильность восприятия звуков и структур
Если есть непонимание опять наглядность.
Повторение - повторение, таким образом, проверка воспроизведения по записи на магнитофоне- заучивание
Закрепление - комментарий диафильма без звукового сопровождения (немое кино) > прослушивание магнитофонной записи > учащиеся варьируют отдельные структуры > усвоение структур в ходе лабораторного занятия. Весь цикл заканчивается беседой по теме!
Приемы:
1. Предъявление зрительного ряда без звука
- Выберите диалог с самыми длинными репликами и предложите уч-ся угадать содержание ситуации
- Устный\письменный комментарий того, что видит уч-ся
2. Предъявление звукового ряда без зрительного
- Высказывание предположений о месте действиях, характере, персонажах
3. Использование «Пауз»
- Определить эмоции персонажа
- Обсуждение моментов
4. Синхронное предъявление звукового и зрительного рядов
- Что встречалось в данном отрывке из снимка
- Вопросы после просмотра
5. Показ отрывков(эпизодов) видеофильма с наруш логической последовательностью
- Перед просмотром предположить, что случилось и разложить кадры в правильном порядке
6. Раздельный просмотр (одни – смотрят, другие- слушают)
- Информационный разрыв
СТРУКТУРА ВИДЕОЗАНЯТИЯ:
1.подготовительный этап – снятие языковых и лингвострановедческих трудностей; 2. восприятие видеофрагмента; 3. контроль понимания основного содержания; 4. совершенствование навыков и развитие речевых умений (диалог, монолог).
ЭТАПЫ:
1. преддемонстрационный – введение в ситуацию, снятие языковых трудностей, установка на просмотр, первый просмотр, контроль выполнения установочного задания;
2. демонстрационный – второй просмотр, изменение установки, может быть остановка, закрепление языкового материала, третий просмотр (выполнение задания, направленного на изучение иноязычной культуры и выявление межкультурных различий).
3. последемонстрационный – ролевые игры, диалогическая и монологическая речь, ответы на проблемные вопросы.
Видео мотивирует речевую деятельность; происходит постижение живой иноязычной культуры, помогает развитию различных сторон психической деятельности; непроизвольное внимание переходит в произвольное, задействованы различные каналы поступления информации, интенсифицирует учебный процесс.