1. Охарактеризовать следующие рифмы, предварительно расставив ударения.
Например:
М о/ре – г о/ре - по клаузуле – рифма женская; по степени отступления от точности – точная; по составу – простая, открытая.
Вз я/т – кл а/д – по клаузуле – рифма мужская, по степени отступления от точности – точная (в данном случае Д звучит как Т), простая, закрытая.
Гу /б – бере гу / - по клаузуле – рифма мужская, по степени отступления от точности – неточная, ассонансная, богатая, по составу – простая.
Дружно – нужно, пели – артели, облако – около, лет дл ста расти – нам без старости, долом – частоколом, стеклянный – неустанный, протягиваются – притрагиваются, глух – дух, награда – ограда, железной – бездной, морозной – слезной, взлохмачены – истрачены, отстал – кристалл.
Стихотворение Саши Черного «Переутомление» построено на классических рифмах и содержит их интересное обыгрывание:
Я похож на родильницу,
Я готов скрежетать...
Проклинаю чернильницу
И чернильницы мать!
Патлы дыбом взлохмачены,
|
|
Отупел, как овца,
Ах, все рифмы истрачены
До конца, до конца!..
Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда,
Но этим не был я смущен, поверьте, никогда -
Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,
И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.
Паралич спинного мозга?
Врешь, не сдамся! Пень - мигрень,
Бебель - стебель, мозга - розга,
Юбка - губка, тень - тюлень.
Рифму, рифму! Иссякаю, -
К рифме тему сам найду...
Ногти в бешенстве кусаю
И в бессильном трансе жду.
Иссяк. Что будет с моей популярностью?
Иссяк. Что будет с моим кошельком?
Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,
А Вакс Калошин - разбитым горшком...
Нет, не сдамся... Папа - мама,
Дратва - жатва, кровь - любовь,
Драма - рама - панорама,
Бровь - свекровь - морковь... носки!
Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом: они могут стоять через строку, через две, а могут и соседствовать друг с другом. В зависимости от расположения рифмующихся строк выделяют следующие основные виды рифмовок, организующих структуру стихотворения в целом:
парная или смежная (наиболее простой случай, когда рифмуются две последние строки: аа).
Редеет облаков летучая гряда; а
Звезда печальная, вечерняя звезда…. а
(А.Пушкин)
перекрестная (стихи рифмуются через строчку: АбАб).
Мой дядя самых честных правил, А
Когда не в шутку занемог, б
Он уважать себя заставил А
И лучше выдумать не мог… б
(А.Пушкин)
кольцевая или опоясывающая (смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами: АббА).
|
|
Кто неподвижно возвышался А
Во мраке медною главой, б
Того, чьей волей роковой б
Над морем город основался… А
(А.Пушкин)
Таким образом, определяя особенности силлабо–тонического построения стихотворения, мы должны выяснить:
1. Каким метром написано стихотворение (двусложным или трехсложным).
2. Каким размером?
3. Классификация рифм.
4. Способы рифмовки.
Задания для самопроверки.
Определите особенности построения следующих строф (по плану):
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
(А.Пушкин)
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
(А.Фет)
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы:
На, вот возьми ее скорей).
(А.Пушкин)
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
(А.Твардовский)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
(Н.Некрасов)
О спутник! тоскует твой друг над тобой;
Но скоро, покрыты могилой одной,
Мы в купе воздремлем в жилище отрады,
Над нами повеет дыханье прохлады.
(В.Жуковский)
У берега серебряная ива
Касается сентябрьских ярких вод.
Из прошлого восставши, молчаливо
Ко мне навстречу тень моя идет.
(А.Ахматова)