Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Кафедра русского языка
СИНТАКСИС В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ
Словосочетание. Простое предложение
Для студентов III и IV курсов дневного и
заочного отделений филологического факультета
Тверь 2008
Составитель: кандидат филологических наук, доцент
А.А. Дударева
Рассматривается синтаксис словосочетания, предложения, простого неосложненного предложения и простого осложненного предложения. Отражен круг вопросов, предусмотренных программой курса «Основной язык (теоретический курс)». С целью профессионализации курса учитываются требования школьной программы и привлекается материал школьных учебников.
Задача разработки – помочь студентам систематизировать конкретные задачи по курсу синтаксиса и способствовать формированию их научно-лингвистического мышления. Это обусловило общие принципы построения таблиц. Словосочетание и предложение представлены в многоаспектном плане: функциональном, структурном, семантическом; сопоставляются их свойства, раскрывается взаимосвязь и взаимообусловленность признаков, рассматриваются основания классификаций.
|
|
В основе содержания таблиц лежат теоретические положения, изложенные в учебной литературе филологических факультетов высших учебных заведений, и научные концепции, получившие отражение в академических грамматиках: «Грамматике русского языка» (М., 1960), «Грамматике современного русского литературного языка» (М., 1970), «Русской грамматике» (М., 1980).
Лингвистический материал организован в таблицы разных типов: обобщающие, сопоставительные, конкретизирующие. Назначение обобщающих таблиц – дать представление о явлении в целом. В таблицах сопоставительного типа выделяются черты сходства и различия синтаксических явлений, например, дается сопоставительная характеристика разновидностей подчинительной связи. В таблицах конкретизирующего типа на конкретном языковом материале раскрываются свойства и признаки синтаксических единиц и их отдельных сторон, например средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц, семантико-грамматические типы и модели словосочетаний.
Синтаксические явления иллюстрируются примерами, подобранными из произведений русской классической и современной литературы. В конце каждого раздела даются схемы синтаксического анализа словосочетания, простого предложения и образцы анализа.
В список литературы включены учебники и учебные пособия, а также некоторые основные труды по синтаксису, отражающие современное состояние синтаксической науки. В остальном состав и объем рекомендуемой литературы определяет преподаватель.
|
|
Таблица 1. Предмет синтаксиса
I Синтаксические подсистемы | II Синтаксические единицы | III Взаимосвязь синтаксических единиц |
1. Синтаксис слова | слово | участвует в формировании словосочетания |
2. Синтаксис словоформы | форма слова | участвует в формировании всех синтаксических единиц |
3. Синтаксис словосочетания | словосочетание | участвует в формировании простого предложения. Состоит из знаменательного слова и формы слова |
4. Синтаксис простого предложения | простое предложение | участвует в формировании сложных предложений и сложных синтаксических целых. Состоит из словосочетаний и форм слов |
5.Синтаксис сложного предложения | сложное предложение | участвует в формировании сложных синтаксических целых. Состоит из простых предложений (предикативных частей) |
6 Синтаксис текста | сложное синтаксическое целое | состоит из простых и сложных предложений |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание – синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух и более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи (согласования, управления, примыкания)
Таблица 1. Типы словосочетаний
|
| ||||||||||
|
| ||||||||||
| |||||||||||
|
Примечание.
Не являются словосочетаниями:
1) пары слов, образуемые подлежащим и сказуемым, так как здесь налицо отношения, возникающие только в предложении, - отношения предикативные;
2) группы однородных членов, так как это незамкнутые ряды слов (наименования разных явлений действительности), их нельзя считать «распространенными словами»;
3) конструкции, состоящие из обособленного оборота и слова, к которому он относится, так как объединение этих единиц осуществляется только в предложении;
4) сочетания знаменательных и служебных слов;
5)фразеологические сочетания