Основные события в создании концепции устойчивого развития

 

Год Событие Результаты и выводы
1 2 3
1968 Создание А. Пиччеи и группой ученых и общественных деятелей «Римского клуба» Впервые были использованы математические методы и ЭВМ для создания модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов – численности населения и загрязнения среды. Подготовлено более 30 докладов, посвященных противоречиям между обществом и природой.
1971 Дж. Форрестер «Мировая динамика» При сохранении тенденций 60-х годов продолжится активный рост численности населения и как следствие – истощение природных ресурсов.
1972 Д. Медоуз «Пределы роста» Сохранение темпов промышленного роста приведет человечество к порогу гибели уже в конце века. Единственный выход-переход к модели глобального равновесия через ограниченный рост.
1972 Первая Всемирная конференция по окружающей среде в Стокгольме М. Стронг впервые сформулировал понятие «экоразвитие» как экологически
Продолжение табл. 1.1
ориентированное социально – экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем.

1972 «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП) – исп. дир. М. Стронг Изучение наиболее острых проблем наступающего экологического кризиса.
1974 М. Месарович, Э. Пестель «Человечество у поворотного пункта». Труд посвящен обоснованию необходимости ограниченного роста.
1976 3 – ий доклад «Римскому клубу» под руководством Я. Тинбергена «Пересмотр международного порядка» Тема глобальной взаимозависимости и превращения мира в «глобальное сообщество»
1976 «Цели для человечества» (1976), подготовленного под руководством Э. Ласло Проанализированы цели развития различных регионов, выдвинуты четыре глобальные цели: · глобальная безопасность-прекращение гонки вооружений, ликвидация голода; · глобальный контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов · контроль над технологией, экономически эффективное природопользование; · глобальное развитие, ориентированное на качественный рост
1976 Д. Габор «За пределами века расточительства» Проблемы, связанные с использованием энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов, обусловлены не столько ограниченным научно – техническим потенциалом, сколько существующими ныне на международном и национальном уровнях социальными институтами.
1977 Группой экспертов ООН во главе с лауреатом Нобелевской премии Василием Леонтьевым был издан доклад «Будущее мировой экономики». Дан прогноз на 1980, 1990 и 2000 гг. Материалы доклада посвящены новым стратегиям развития и условиям, необходимым для создания нового экономического порядка.
1982 Найробская декларация, принятая на Ассамблее ООН Причины экологических проблем коренятся в социально- экономической организации общества.
1983 Международная Комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), - рук. Г.Т. Брунтланд Вскрытие экологических и социально – экономических проблем различных регионов мира, особенно развивающихся стран. Разработка целей и долгосрочных стратегий
Окончание табл. 1.1
для будущего

1987 Отчет МКОСР «Наше общее будущее» Рост экономики должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Ответственность перед будущими поколениями. Sustainable development – поддерживающее допустимое развитие на экологически доступном уровне.
1988 Э. Пестель «За пределами роста» В докладе говорится о противоречивости общественных целей и предлагается новая парадигма: органического роста, по аналогии с ростом и развитием в природе.
1990 Доклад Римского клуба «Первая глобальная революция» Доклад практически является отчетом Римского клуба за 25-летнюю деятельность. В нем изложены результаты системного теоретического анализа комплекса мировых проблем, угрожающих человечеству на пороге XXI века.
1992 Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР – 92) в Рио-де-Жанейро. Декларация Рио по окружающей среде и развитию. Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов. «Повестка дня на XXI век» - документ, ориентированный на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально- экономических проблем близкого будущего. «Рамочная конвенция об изменении климата». «Конвенция о биологическом разнообразии».

 

В настоящее время существует более 50 определений понятия устойчивого развития («sustainability development»). Большинство из них характеризуют устойчивое развитие с точки зрения экоэффективности как экологически сбалансированное решение социально-экономических задач, устраняющее сложившиеся противоречия и обеспечивающее удовлетворение жизненных потребностей человеческого общества в настоящем без ущерба интересов будущих поколений, ибо любое экономическое развитие без учета экологического фактора ведет к превращению нашей планеты в безжизненную пустыню, а гипертрофированное внимание к экологии способствует росту нищеты и несправедливости. Учет экологического фактора при принятии любых экономических решений, минимизация экологических последствий и соблюдение экологических ограничений, разумная сознательная деятельность человека, ориентированная на гармоничное взаимодействие общества и природы, занимают центральное место в реализации концепции [32].

В то же время устойчивость предполагает наличие и второго компонента «экосправедливости», который касается вопросов справедливых отношений между поколениями и в рамках одного поколения, т.е. социальных по своему характеру. В контексте хозяйственных мероприятий, ориентированных на достижение устойчивости, это означает решение наряду с вопросами экоэффективности и вопросов экосправедливости. Устойчивое развитие означает такую модель социально-экономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без того, чтобы будущие поколения были лишены такой возможности из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды [37].

   Основные положения концепции устойчивого развития, изложенные в докладе Комиссии Брундтланд, заключаются в следующем:

· человечество способно придать развитию сбалансированный и долговременный характер;

· недопустимо неограниченно и бесконтрольно использовать природные блага; необходимо бережно относиться к имеющимся глобальным ресурсам и экологическому потенциалу планеты;

· нищета является препятствием к сбалансированному развитию, поэтому требует устранения путем удовлетворения элементарных потребностей людей и предоставления всем возможностей на реализацию надежд на более благоприятную жизнь;

· для устойчивого глобального развития требуется, чтобы те, кто располагает большими средствами, согласовывали свой образ жизни с экологическими возможностями планеты;

· устойчивое развитие представляет собой не статичное состояние гармонии, а процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные перемены согласуются с нынешними и будущими потребностями.

На глобальном уровне переход к устойчивому развитию предполагает установление и принятие определенных принципов осуществления связанной с воздействием на окружающую среду деятельности, которые закреплены в международных документах (например, «Декларация Рио по окружающей среде и развитию», «Повестка дня на XXI век»), а также решение отдельных конкретных вопросов планетарного значения на основе многосторонних договоров и конвенций, например, Конвенции об изменении климата, Конвенции о биологическом разнообразии и т. д. Наиболее всеобъемлющие меры по переходу к устойчивому развитию присущи национальному уровню, где формируются конкретные направления и условия природопользования и охраны окружающей среды с учетом особенностей национального законодательства, состояния экономики, форм государственного управления и т.д.

Все развитые государства мира выразили стремление следовать по направлению к устойчивому развитию. Одной из первых к реализации плана действий, обеспечивающего устойчивое развитие на общенациональной основе, приступила Канада, где еще во время работы «Комиссии Брундтланд» по инициативе канадского совета министров окружающей среды была создана междисциплинарная рабочая группа по окружающей среде и экономическому развитию для разработки общенациональной программы действий в области устойчивого развития. «Зеленый план», выработанный в результате работы этой группы, был принят впоследствии правительством Канады в качестве общенациональной программы действий, на реализацию которой было выделено 3 млрд кан. дол. Идея устойчивого развития стала весьма популярной на местном, общинном уровне, где разрабатываются сейчас сотни планов и стратегий, базирующихся на балансе интересов с учетом экологических факторов.

В Японии необходимость оздоровления экономической структуры, достижения «гармонии» или «компромисса» экономики с окружающей средой провозглашалась еще в 70-е годы при разработке экономических прогнозов, среднесрочных правительственных программ (1972, 1973, 1979 и др.), планов комплексного развития территории страны. В 1975 г. была впервые разработана Долгосрочная программа сохранения окружающей среды на 1976–1985 гг., которая впоследствии сыграла значительную роль в разработке общенациональной политики в области устойчивого развития. В США с 1993 г. действует Президентский Совет по устойчивому развитию, в рамках которого осуществляется координация решения проблем социального, экономического и экологического характера. Несомненный интерес представляет американская концепция устойчивого развития, определяющая программу действий, ориентированных на обеспечение гарантированного повышения качества жизни населения. Важным аспектом концепции являются: ключевая роль общин (город, административный округ, индустриальный комплекс и т. п.) в осуществлении идей устойчивости, разделение ответственности за экологические характеристики производимой продукции («ответственность в цепочке»), экосистемный подход к управлению природными ресурсами и привлечение к такому управлению широкой общественности.

Подобные примеры характерны и для ряда стран Западной Европы. Не осталась в стороне и Россия. Были опубликованы Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренные Указом Президента РФ 04.02.94 г. № 236, и проект Концепции перехода РФ на модель устойчивого развития, которая вызвала широкую дискуссию в печати. Основной смысл публикаций сводился к теоретизированности Концепции, не учитывающий кризисности экономической ситуации в России, резкого снижения уровня жизни большей части населения и его обнищания. Реализация подобной модели, как считало большинство специалистов, была возможна лишь после выхода из кризисной ситуации. Пока же следовало вести речь о так называемом «полуустойчивом развитии», о развитии экономики при условии соблюдения экологической безопасности.

В Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ 1 апреля 1996 г. № 440, данный аспект находит свое разрешение в определении этапности этого перехода. Отмечается, что решение острых экономических и социальных проблем составляет содержание начального этапа. В этот период «особенно важно строго соблюдать обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагоприятных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер» [52].

Второй этап – это осуществление основных структурных преобразований в экономике (рационализация использования богатого природно-ресурсного потенциала России и снижение его относительных затрат на душу населения), третий этап – решение проблемы гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию названы следующие:

1) создание правовой основы перехода к устойчивому развитию (создание экономических механизмов регулирования природопользования и охраны окружающей среды);

2) разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты;

3) оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;

4) формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход России к устойчивому развитию характеризуется рядом особенностей. С одной стороны, Россия может выступить в роли возможного «полигона» ноосферного развития, чему способствуют:

· особый духовный склад русского народа, который полностью соответствует нравственным принципам ноосферного развития и покоится на религиозных началах Православия, которому присущи доброта, сострадание, отзывчивость, желание помочь ближнему, соборное единение и солидарная ответственность;

· огромные территории, занимаемые Россией, срединность ее расположения между Востоком и Западом, развитой Европой и богатой природными ресурсами Азией;

· мощный природно-ресурсный потенциал.

С другой стороны, у России при переходе к устойчивому развитию возникает множество трудностей, таких как:

· необходимость огромных затрат при создании условий для устойчивого развития из-за большой территории;

· возможность резкого увеличения числа безработных из-за механического (искусственного) сокращения доли природоэксплуатирующих отраслей, составляющих значительную честь экономики;

· сложность и болезненность необходимых преобразований из-за кризисного состояния экономики России.

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом требует обеспечения устойчивого развития всех ее регионов и интеграции на федеральном уровне схем устойчивого развития отдельных регионов. Естественно, что проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, однако при этом обязательным является учет местной специфики, проявляющейся в характере воздействия антропогенной деятельности на окружающую природную среду и формировании последствий. Для Свердловской области региональная специфика нашла отражение в Концепции перехода Свердловской области на модель устойчивого развития, разработке которой предшествовала большая работа по оценке состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды, экономического потенциала и территориально-расселенческих особенностей, правовых условий развития области и социально-политического фактора. Были предложены методические подходы к оценке эколого-экономической устойчивости развития региона, определены ведущие направления перехода Свердловской области на модель устойчивого развития.

Конкретизация приоритетных направлений решения экологических проблем, механизмов и финансовых источников их реализации, контроля и корректировки осуществляется в рамках национальных планов действий по охране окружающей среды (НПДООС). Составной  частью национального плана действия по охране окружающей среды являются региональные планы действий (РПДООС). Один из первых РПДООС в условиях России был разработан для Свердловской области в рамках Проекта по управлению окружающей средой, осуществляемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.95 г. № 808 «О мерах выполнения соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта по управлению окружающей средой». Принципиальным отличием разработки РПДООС для Свердловской области является использование методических подходов, наработанных международными организациями. Подготовка РПДООС осуществлялась при административном и техническом содействии региональной группы по реализации подкомпоненты «Экологическая политика Уральского региона» (г. Екатеринбург) и федеральной группы по реализации компонента «Эколо­гическая политика и регулирование» (г. Москва) при участии SAIC (США), ЕСОТЕС (Великобритания) и Института экономических проблем природо­пользования (г. Москва).

РПДООС наряду с Концепцией «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года», а также Экологической доктриной РФ по­служили основой для разработки Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 г., целью которой является «созда­ние благоприятной среды обитания и условий жизнедеятельности населения, сохранение биоразнообразия Свердловской области».

Требования ужесточения учета экологических факторов и ог­раничений в процессе инвестирования, строительства, эксплуата­ции и ликвидации производств обусловливают активизацию при­родоохранной деятельности и на предприятиях, разработку ими экологической политики и других мер для созда­ния благоприятных экологических условий. Для обеспечения гарантированного уровня природоохранной деятельности, соответствующего международным требованиям и требованиям национального законодательства, необходимы построенные по оп­ределенным принципам структурированные системы управления экологической деятельностью, которые интегрируются в систему управления, обеспечивающую конкурентоспособность продукции, финансовую ста­бильность и достижение других целей экономического благополучия предприятий в условиях открытой рыночной экономики.

 Именно такие системы предусмотрены международными стан­дартами ИСО серии 14000, которые разработаны Международной орга­низацией по стандартизации в соответствии с требованиями ООН относительно охраны окружающей среды и принятым в качестве национальных стандартов России [19] (рис. 1.1).

 

 

 Глобальный уровень Принятие документов ООН по принципам устойчивого развития. Подписание и реализация международных договоров, соглашений и конвенций по отдельным аспектам охраны окружающей среды планетарного значения.

Национальный уровень Разработка и совершенствование национального законодательства по охране окружающей среды. Разработка и реализация национальных планов действий по охране окружающей среды (НПДООС). Формирование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды.

Региональный и локальный уровни Реализация экономического механизма охраны окружающей среды. Разработка и реализация региональных и локальных планов действий по охране окружающей среды (РПДООС и ЛПДООС)

 

Уровень предприятий Внедрение систем управления охраной окружающей среды на основе международных стандартов ИСО серии 14000 – экологический менеджмент.

 

Рис. 1.1. Основные формы перехода к устойчивому развитию на различных уровнях [4]

 

Рассматриваемые стандарты направлены на обеспечение предприятий такими элементами эффективной системы управления охраной окружающей среды, которые могут использоваться для оказания помощи в достижении экономических целей с учетом требований охраны окружающей среды. При этом стандарты ИСО серии 14000 способствуют распространению общих критериев и нормативных процедур для оценки систем управления экологической деятельности и их соответствия экологическим требованиям, принятым в промышленно развитых странах, что особенно важно в условиях глобализации и ориентации предприятий на мировые рынки.

На специальной сессии генеральной Ассамблее ООН «Рио – 92 + 5» и в последующем – на Саммите Земли в 2002 (Йоханнесбург) была вновь подтверждена приверженность принципам, целям и задачам устойчивого развития, но в тоже время звучала обеспокоенность наличием резкого контраста между реалиями хозяйственной деятельности и декларациями устойчивого развития. Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что нет никаких сомнений в том, что во избежание глубочайшего кризиса современной цивилизации требуется переход на новую модель развития человечества, и человечеству по разным оценкам отводится от 30 до 60 лет, чтобы радикально изменить курс. Наиболее реальной и жизнеспособной среди известных концепций эколого – экономического развития видится концепция устойчивого развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: