Игровое упражнение «Лошадка».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Лошадка». Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх. Упражнять детей в произнесении звука «ц», в изменении темпа речи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Лошадка"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Лошадка"».
— Дети, Язычок по полю гулял, лошадку увидал. За лошадкой наблюдает, упражнение выполняет. Улыбнёмся, откроем рот. Поднимаем кончик языка вверх к нёбу. Цокаем кончиком языка. Сначала медленно, потом быстрее.
Педагог показывает, дети выполняют упражнение.
Язычок мы приподняли,
цокать язычком мы стали.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок.
Сколько у лошадки ног?
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
цокай, цокай веселей.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы не двигались. Цоканье должно быть чётким. Повторить упражнение 3-4 раза.
|
|
— Дети, лошадка устала, медленно бежала. Цокаем медленно. Цок. Цок. Цок. Цок. Цок.
Педагог показывает, дети выполнят задание хором и поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звук «ц» чётко, соблюдали темп речи.
— Дети, лошадка быстро-быстро побежала. Цокаем быстро. Цок-цок-цок, цок-цок-цок.
Педагог показывает, дети выполнят задание хором и поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звук «ц» чётко, соблюдали темп речи.
— Дети, лошадка устала, медленно бежала. Цокаем медленно. Цок. Цок. Цок. Цок. Цок.
Педагог показывает, дети выполнят задание хором и поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звук «ц» чётко, соблюдали темп речи.
— Очаровательно, дети! В лошадку играли, правильно упражнение выполняли.
Диагностическое задание.
Игра «Что нарисовано на карточке»
(индивидуально).
Задача. Выявить умение детей произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
Игровой материал. Предметные картинки для обследования звуков.
Разговор.
Картинки лежат рисунком вниз.
— … (имя ребёнка), посмотри, как много у меня карточек. Интересно, что на карточке нарисовано. Выбери, пожалуйста, одну карточку, которая тебе нравится и скажи, что на ней нарисовано. Ребёнок выполняет задание.
Затем педагог предлагает ещё выбрать карточку. Педагог предметы не называет. Если ребёнок затрудняется в назывании предмета, педагог задаёт наводящие вопросы. Игра продолжается, пока ребёнок поддерживает к ней интерес.
Оценка результатов.
& 3 балла — ребёнок правильно произносит все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
|
|
& 2 балла — в речи ребёнка наблюдаются нарушения в произношении 4—5 звуков.
& 1 балл — ребёнок половину звуков произносит невнятно.
Диагностическое задание.
Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота»
(индивидуально).
Задачи. Выявить умение детей отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Чтение.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
— … (имя ребёнка), помоги мне, пожалуйста, запомнить потешку. Потешку вместе со мной прочитай, слова чётко повторяй. Ребёнок выполняет задание.
Педагог произносит потешку повторно совместно с ребёнком.
Оценка результатов.
& 3 балла — ребёнок отчётливо произносит фразы, используя интонацию целого предложения, регулирует силу голоса, темп речи.
& 2 балла — ребёнок затрудняется произнести некоторые фразы, но использует правильную интонацию, регулирует силу голоса и темп речи.
& 1 балл — речь ребёнка неотчётливая, интонацию не использует, силу голоса и темп речи не регулирует.