Сегодня одним из основных субъектов организации образования взрослых на международной арене является ЮНЕСКО (www.education.unesco.org). Это крупнейший интеллектуальный центр межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры. При ЮНЕСКО работают около 600 правительственных организаций.
Сегодня в мире существует большое количество образовательных центров, деятельность которых направлена как на исследование и организацию непрерывного образования в своей стране, так и на организацию интернационального взаимодействия. Теоретические исследования в этой области знаний возглавляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный институт планирования образования (Париж). Крупными центрами являются: Международный институт образования (США); Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр (Франция); Национальный институт образования взрослых (Великобритания); Международный институт педагогических исследований (Германия) и др.
Актуальность развития непрерывного образования на европейском уровне обусловлена двумя основными факторами:
— знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором европейского развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда;
— сложная социально-политическая европейская среда требует от человека умения активно участвовать в общественных процессах, что невозможно без полноценного развития личности.
Названные факторы социально-экономических перемен тесно взаимосвязаны и определяют главные, характерные для международной практики цели непрерывного образования: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда.
Ведущими принципами развития современного образования взрослых являются следующие:
1). Новые базовые знания и навыки для всех как гарантия всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включения в информационное общество. В первую очередь это компьютерная грамотность, иностранные языки, технологическая культура, предпринимательство и социальные навыки, а также умение учиться, адаптироваться к переменам, ориентироваться в потоке информации.
2). Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, преследующее цель поднять престиж и обозначить приоритет самого важного для Европы достояния — людей.
3). Инновационные методики преподавания и учения для системы непрерывного образования «длиною и шириною» в жизнь, с помощью которых учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации, а учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками. В методах обучения провозглашается приоритет личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
4). Новая система оценки полученного образования, призванная коренным образом изменить подходы к признанию результатов учебной деятельности в сфере неформального и информального образования. Официальное признание значимости этих видов образования призвано полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить ее мотивацию к непрерывному учению.
5). Развитие наставничества и консультирования, способствующее обеспечению свободного доступа к информации об образовательных возможностях в пространстве Европе.
6). Приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также информационных технологий. Главная ответственность за развитие системы непрерывного образования при этом ложится на местные органы власти. Принцип приближения образования к дому подразумевает создание просветительских центров в непосредственной близости от жилища: в школах, вузах, библиотеках, клубах, парках, религиозных центрах, центрах отдыха, на рабочих местах.