Состояние ДФО. С начала 1990-х годов демографическая ситуация в Дальневосточном регионе усугубляется вследствие перманентного оттока (в основном экономически активной и трудоспособной категории населения) и параллельной естественной убыли населения. Только в период с 1989 по 2002 год население Дальнего Востока уменьшилось более чем на 15%.
Согласно итогам официальной переписи населения, проводившейся Росстатом в 2010 году, Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) оказался самым малонаселенным из всех округов Российской Федерации: в нем было зафиксировано проживание всего 6,3 млн человек из более чем 143 млн населения РФ. И это при этом, что ДВФО является самым большим округом России.
В то же время именно ДВФО обладает внушительным географическим и природно-ресурсным потенциалом. В частности, он имеет выход к двум океанам: Тихому и Северному Ледовитому, плюс незамерзающий порт Владивостока. По мнению отечественных исследователей, «самый короткий, быстрый и дешевый путь… он не только в два раза короче, но и в 1,6 раза дешевле других путей».
|
|
Помимо указанных моментов, Дальний Восток содержит огромные запасы природных ресурсов: около 1/3 всех угольных запасов страны и гидротехническихресурсов, лесные массивы (30-35% (около 11 млрд куб. м) общих площадей лесов России). Также в регионе присутствуют обширные запасы железных руд, золота, серебра, платины, медных руд, полиметаллических руд. Доля дальневосточной добычи и производства отдельных ресурсов в общероссийском масштабе зачастую более чем существенна: алмазов — 98%, олова — 80%, борного сырья — 90%, золота — 50%, вольфрама — 14%, рыбы и морепродуктов — более 40%, соевых бобов — 80%, древесины — 13%, целлюлозы — 7%. Важным геополитическим ресурсом является приграничное положение Дальневосточного региона относительно ключевых игроков современной мировой политики и экономики — США, Китая, Японии, КНДР, Южной Кореи.
Документы госполитики:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р).
Концепция основана на развитии инновационных технологий, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, реализация этих целей является уникальным и, возможно, единственным способом реального изменения структуры российской экономики и ухода от сырьевой экономической модели. В Концепции отмечается задача по реализации экономического потенциала посредством создания и внедрения таких управленческих институтов, как зоны опережающего роста и свободные экономические зоны (прообразы современных территорий опережающего развития — ТОРов). Первые три территории опережающего развития на территории Приморского и Хабаровского краев были отобраны правительственной подкомиссией в конце 2015 года.
|
|
2. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, (утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р)
Реализация Стратегии социально-экономического развития направлена на: выдвижение ДФО на передовые позиции в экономике и социальной сфере путем повышения темпов роста инвестиций по сравнению со среднероссийскими темпами роста; внедрение энергоресурсосберегающих технологий; реализацию новых инфраструктурных проектов в области промышленности и сельского хозяйства; развитие транспортного потенциала региона; увеличение доли экспорта продукции глубокой переработки добываемого сырья. По итогам реализации Стратегии планируется закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и углубление интеграции Дальнего Востока и Байкальского региона в мировое экономическое пространство.
3. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», утвержденная в декабре 2013 года.
На основе федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» Минвостокразвития РФ разработало государственную программу, направленную на: развитие транспортной доступности и повышение качества жизни на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального значения; обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию Дальнего Востока и Байкальского региона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов; создание основы для повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения.
Итого. ДФО рассматривается в большей степени как пункт реализация экономических перспектив путем открытия новых производственных мощностей, строительства новых перерабатывающих предприятий, крупных ремонтно-строительных объектов для морского и океанского транспорта. Ожидается, что появление новых, финансово и функционально привлекательных рабочих мест позволит не только удержать население от переезда надругие территории, но и стимулировать прибытие новых трудовых ресурсов. На высшем политическом уровне отмечены первые определенные положительные результаты в этом направлении, но до сих пор неясным с точки зрения реальных инструментов и механизмов остается вопрос мотивации потенциальных работников к переезду на Дальний Восток.