Конкурентная позиция основных предприятий, выпускающих муку и комбикорма, поставляемые в Мурманскую область

Оценим положение ОАО «МКХП» на рынке муки и комбикормов в Мурманской области. ОАО «МКХП» является единственным предприятием в Мурманской области, производящим муку, крупу и комбикорма.

На основании проведенных исследований, в соответствии с данными Мурманского облкомстата о среднедушевом потреблении муки и хлебных продуктов и данными о численности наличного населения Мурманской области, было выяснено, что потребность в пшеничной муке в Мурманской области в 2004г. оценивалась в 61843 тонн в год (5153 тонн в месяц), потребность в комбикормах составляла 87428 тонн в год (7285 тонн в месяц). ОАО «МКХП» контролировало 42,6 % рынка муки и 46 % рынка комбикормов. Недостающий объем продукции завозился из более южных регионов.

Конкуренты МКХП по муке:

1) Старооскольский комбинат хлебопродуктов – 15 % рынка Мурманской области

2) Челябинский КХП – 13 %

3) Архангельский КХП – 12 %

4) Прочие –17,4 %

Конкуренты МКХП по комбикормам:

1) Волосовский КХП – 28 %

2) Кондопожский КХП – 8 %

3) Курский КХП – 12 %

4) Прочие – 6 %

Проведем оценку конкурентов комбината и стратегического положения ОАО «МКХП» на рынке Мурманской области. Для этого построим матрицу Мак-Кинзи, показывающую соотношение критериев «притягательность рынка» - «преимущество предприятия в конкуренции». Для построения матрицы Мак-Кинзи сравним отдельные характеристики конкурирующих представителей мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (табл.1.3.3.1, табл.1.3.3.2)

Таблица 1.3.3.1

Характеристика предприятий мукомольно-крупяной промышленности, продукция которых представлена на рынке Мурманской области

Наименование характеристики

Производители

МКХП Старооскольский КХП Челябинский КХП Архангельский КХП
Качество продукта Высшее Высокое Высокое Высокое
Ассортимент

Мука по сортам, 2 вида круп

Цены Рыночные Ниже рыночных на 14 % Ниже рыночных на 10 % Ниже рыночных на 8 %
Расположение производителя г.Мурманск г.Старый Оскол, Белгородская обл. г.Челябинск г.Архангельск
Расположение поставщиков сырья Далеко Близко Близко Относительно далеко
Расположение потребителей Очень близко Далеко Очень далеко Относительно близко

 

Таблица 1.3.3.2

Характеристика предприятий комбикормовой промышленности, продукция которых представлена на рынке Мурманской области

Наименование характеристики

Производители

МКХП Волосовский КХП Кондопожский КХП Курский КХП  
Качество продукта Высокое Высшее Высокое Высокое  
Ассортимент Комбикорма для всех видов животных и рыб

Комбикорма для некоторых видов животных

Цены Рыночные Ниже рыночных на 12 % Ниже рыночных на 6 % Ниже рыночных на 8 %  
Расположение производителя г.Мурманск г.Волосово, Ленинградская обл. г.Кондопога, респ.Карелия г.Курск  
Расположение поставщиков сырья Далеко Относительно далеко Далеко Близко  
Расположение потребителей Очень близко Далеко Близко Очень далеко  

Ценовое преимущество конкурентов ОАО «МКХП» на рынке муки и комбикормов обусловлено их месторасположением, которое определяет более низкие, чем у комбината, издержки.

Более высокое качество птичьих и свиных комбикормов Волосовского КХП объясняется применением предприятием импортных кормовых добавок.

Определим привлекательность рынков муки и комбикормов Мурманской области – составляющую анализа с помощью метода Мак-Кинзи, – характеризующую среду существования предприятий (табл.1.3.3.3, табл.1.3.3.4).

Экспертным методом выбираются критерии оценки отрасли, определяется их удельный вес по влиянию на рынок и дается балльная оценка этих факторов (выясняется, как они влияют на рынок)

 

Таблица 1.3.3.3

Оценка привлекательности рынка муки в Мурманской области

Критерий оценки Удельный вес фактора, % Качественная оценка Оценка в баллах (1-100) Итоговая оценка
Рост рынка 25 Возможен при появлении новых потребителей или уходе конкурентов 10 2,5
Возможность для изменения цен 20 При снижении себестоимости 10 2
Величина вступительных барьеров 10 Большая 50 5
Влияние покупателей 30 Периодически меняется ассортимент потребляемой продукции. МКХП осуществляет позаказное производство 90 27
Влияние поставщиков 15 Изменение цен на сырье в зависимости от сезона и урожая 80 12
Итого: 100     48,5

 

 Таблица 1.3.3.4

Оценка привлекательности рынка комбикормов в Мурманской области

Критерий оценки Удельный вес фактора, % Качественная оценка Оценка в баллах (1-100) Итоговая оценка
Рост рынка 25 Возможен при расширении производства существующими сельхозпредприятиями, появлении новых потребителей или уходе конкурентов 30 7,5
Возможность для изменения цен 20 При снижении себестоимости, производстве уникальных комбикормов 20 4
Величина вступительных барьеров 10 Большая 50 5
Влияние покупателей 30 МКХП осуществляет позаказное производство 95 28,5  
Влияние поставщиков 15 Изменение цен на сырье в зависимости от сезона и урожая 80 12
Итого: 100     57

Используя таблицы сравнительных характеристик фирм на рынке муки (таб.1.3.3.1) и рынке комбикормов (таб.1.3.3.2), проведем балльную оценку относительных преимуществ предприятий в конкуренции для мукомольно-крупяной (таб.1.3.3.5) и комбикормовой промышленности (таб.1.3.3.6).

 

Таблица 1.3.3.5

Оценка относительных преимуществ предприятий мукомольно-крупяной промышленности, продукция которых представлена на рынке Мурманской области

Относительные преимущества в конкуренции

Удельный вес фактора, %

МКХП

Старооскольский КХП

Челябинский КХП

Архангельский КХП

Баллы 1-100 Общие оценки Баллы 1-100 Общие оценки Баллы 1-100 Общие оценки Баллы 1-100 Общие оценки
Качество продукта 20 80 16 70 14 70 14 70 14
Ассортимент 15 90 13,5 80 12 80 12 80 12
Цены 25 50 12,5 80 20 70 17,5 60 15
Расположение производителя 17 50 8,5 80 13,6 70 11,9 60 10,2
Расположение поставщиков сырья 10 50 5 70 7 70 7 60 6
Расположение потребителей 13 90 11,7 70 9,1 70 9,1 80 10,4
Итого: 100   67,2   75,7   71,5   67,6

 

Таблица 1.3.3.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: