Оценим положение ОАО «МКХП» на рынке муки и комбикормов в Мурманской области. ОАО «МКХП» является единственным предприятием в Мурманской области, производящим муку, крупу и комбикорма.
На основании проведенных исследований, в соответствии с данными Мурманского облкомстата о среднедушевом потреблении муки и хлебных продуктов и данными о численности наличного населения Мурманской области, было выяснено, что потребность в пшеничной муке в Мурманской области в 2004г. оценивалась в 61843 тонн в год (5153 тонн в месяц), потребность в комбикормах составляла 87428 тонн в год (7285 тонн в месяц). ОАО «МКХП» контролировало 42,6 % рынка муки и 46 % рынка комбикормов. Недостающий объем продукции завозился из более южных регионов.
Конкуренты МКХП по муке:
1) Старооскольский комбинат хлебопродуктов – 15 % рынка Мурманской области
2) Челябинский КХП – 13 %
3) Архангельский КХП – 12 %
4) Прочие –17,4 %
Конкуренты МКХП по комбикормам:
1) Волосовский КХП – 28 %
2) Кондопожский КХП – 8 %
3) Курский КХП – 12 %
4) Прочие – 6 %
Проведем оценку конкурентов комбината и стратегического положения ОАО «МКХП» на рынке Мурманской области. Для этого построим матрицу Мак-Кинзи, показывающую соотношение критериев «притягательность рынка» - «преимущество предприятия в конкуренции». Для построения матрицы Мак-Кинзи сравним отдельные характеристики конкурирующих представителей мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (табл.1.3.3.1, табл.1.3.3.2)
Таблица 1.3.3.1
Характеристика предприятий мукомольно-крупяной промышленности, продукция которых представлена на рынке Мурманской области
Наименование характеристики | Производители | |||
МКХП | Старооскольский КХП | Челябинский КХП | Архангельский КХП | |
Качество продукта | Высшее | Высокое | Высокое | Высокое |
Ассортимент | Мука по сортам, 2 вида круп | |||
Цены | Рыночные | Ниже рыночных на 14 % | Ниже рыночных на 10 % | Ниже рыночных на 8 % |
Расположение производителя | г.Мурманск | г.Старый Оскол, Белгородская обл. | г.Челябинск | г.Архангельск |
Расположение поставщиков сырья | Далеко | Близко | Близко | Относительно далеко |
Расположение потребителей | Очень близко | Далеко | Очень далеко | Относительно близко |
Таблица 1.3.3.2
Характеристика предприятий комбикормовой промышленности, продукция которых представлена на рынке Мурманской области
Наименование характеристики | Производители | ||||
МКХП | Волосовский КХП | Кондопожский КХП | Курский КХП | ||
Качество продукта | Высокое | Высшее | Высокое | Высокое | |
Ассортимент | Комбикорма для всех видов животных и рыб | Комбикорма для некоторых видов животных | |||
Цены | Рыночные | Ниже рыночных на 12 % | Ниже рыночных на 6 % | Ниже рыночных на 8 % | |
Расположение производителя | г.Мурманск | г.Волосово, Ленинградская обл. | г.Кондопога, респ.Карелия | г.Курск | |
Расположение поставщиков сырья | Далеко | Относительно далеко | Далеко | Близко | |
Расположение потребителей | Очень близко | Далеко | Близко | Очень далеко |
Ценовое преимущество конкурентов ОАО «МКХП» на рынке муки и комбикормов обусловлено их месторасположением, которое определяет более низкие, чем у комбината, издержки.
Более высокое качество птичьих и свиных комбикормов Волосовского КХП объясняется применением предприятием импортных кормовых добавок.
Определим привлекательность рынков муки и комбикормов Мурманской области – составляющую анализа с помощью метода Мак-Кинзи, – характеризующую среду существования предприятий (табл.1.3.3.3, табл.1.3.3.4).
Экспертным методом выбираются критерии оценки отрасли, определяется их удельный вес по влиянию на рынок и дается балльная оценка этих факторов (выясняется, как они влияют на рынок)
Таблица 1.3.3.3
Оценка привлекательности рынка муки в Мурманской области
Критерий оценки | Удельный вес фактора, % | Качественная оценка | Оценка в баллах (1-100) | Итоговая оценка |
Рост рынка | 25 | Возможен при появлении новых потребителей или уходе конкурентов | 10 | 2,5 |
Возможность для изменения цен | 20 | При снижении себестоимости | 10 | 2 |
Величина вступительных барьеров | 10 | Большая | 50 | 5 |
Влияние покупателей | 30 | Периодически меняется ассортимент потребляемой продукции. МКХП осуществляет позаказное производство | 90 | 27 |
Влияние поставщиков | 15 | Изменение цен на сырье в зависимости от сезона и урожая | 80 | 12 |
Итого: | 100 | 48,5 |
Таблица 1.3.3.4
Оценка привлекательности рынка комбикормов в Мурманской области
Критерий оценки | Удельный вес фактора, % | Качественная оценка | Оценка в баллах (1-100) | Итоговая оценка |
Рост рынка | 25 | Возможен при расширении производства существующими сельхозпредприятиями, появлении новых потребителей или уходе конкурентов | 30 | 7,5 |
Возможность для изменения цен | 20 | При снижении себестоимости, производстве уникальных комбикормов | 20 | 4 |
Величина вступительных барьеров | 10 | Большая | 50 | 5 |
Влияние покупателей | 30 | МКХП осуществляет позаказное производство | 95 | 28,5 |
Влияние поставщиков | 15 | Изменение цен на сырье в зависимости от сезона и урожая | 80 | 12 |
Итого: | 100 | 57 |
Используя таблицы сравнительных характеристик фирм на рынке муки (таб.1.3.3.1) и рынке комбикормов (таб.1.3.3.2), проведем балльную оценку относительных преимуществ предприятий в конкуренции для мукомольно-крупяной (таб.1.3.3.5) и комбикормовой промышленности (таб.1.3.3.6).
Таблица 1.3.3.5
Оценка относительных преимуществ предприятий мукомольно-крупяной промышленности, продукция которых представлена на рынке Мурманской области
Относительные преимущества в конкуренции | Удельный вес фактора, % | МКХП | Старооскольский КХП | Челябинский КХП | Архангельский КХП | ||||
Баллы 1-100 | Общие оценки | Баллы 1-100 | Общие оценки | Баллы 1-100 | Общие оценки | Баллы 1-100 | Общие оценки | ||
Качество продукта | 20 | 80 | 16 | 70 | 14 | 70 | 14 | 70 | 14 |
Ассортимент | 15 | 90 | 13,5 | 80 | 12 | 80 | 12 | 80 | 12 |
Цены | 25 | 50 | 12,5 | 80 | 20 | 70 | 17,5 | 60 | 15 |
Расположение производителя | 17 | 50 | 8,5 | 80 | 13,6 | 70 | 11,9 | 60 | 10,2 |
Расположение поставщиков сырья | 10 | 50 | 5 | 70 | 7 | 70 | 7 | 60 | 6 |
Расположение потребителей | 13 | 90 | 11,7 | 70 | 9,1 | 70 | 9,1 | 80 | 10,4 |
Итого: | 100 | 67,2 | 75,7 | 71,5 | 67,6 |
Таблица 1.3.3.6