Картотека дидактических игр младшего дошкольного возраста
Картотека строительных игр.
Картотека театральных игр.
1. «Ручка – ножка»
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».
Ход: (Воспитатель)
Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто – ручку подаёт?» (Дверная ручка). У каких предметов есть ручка? Что можно ею делать? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы …?», «За ручку можно …?», «А какие предметы мы назовём словом «ножка»? Нарисуйте предметы, у которых есть «НОЖКА»
2. «Один – много»
Цель: тренировать в образовании множественного числа и употреблять слова в Р.п.: научить подбирать к словам определённого и слова обозначающие действия.
Оборудование: карточки с картинками одного предмета и нескольких предметов.
Ход:
Это шар. А это шары. Здесь много шаров. Какие они? (красные, синие, зелёные). Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные)
3. «Угадай»
Цель: развить логическое мышление и речь детей.
Ход:
Воспитатель перечисляет ряд характерных для задуманного предмета признаков. Дети должны назвать этот предмет.
- Жёлтые, красные, осенние (листья)
- Белый, пушистый, мокрый (Снег)
- Хитрая, рыжая, хищная (Лиса)
-Серый, злой, голодный (Волк)
Картотека дидактически игр среднего дошкольного возраста.
1. Кто как разговаривает
Цель: расширить словарный запас, развить быстроты реакций.
Ход: педагог поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос. Корова мычит, тигр рычит и т.д.
2. «Кто где живет»
Цель: закрепить знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребление в речи детей грамотной формы.
Ход:
Бросая мяч поочередно каждому ребенку, педагог задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
В1: - педагог – дети:
3. Горячий – холодный
Цель: закрепление в представлении и словарь ребенка противоположных признаков предметов или слов – антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет с коротким значением.
Например: горячий - холодный, хороший – плохой, умный – глупый.
Картотека дидактических игр старшего дошкольного возраста.
1. Профессии
Цель: познакомить детей с разными названиями профессий и их спецификой.
Ход: перед ребенком на столе лежит бумажная кукла, 5 видов одежды, головных уборов и рабочих инструментов, соответствующих 5 профессиям.
(врач, повар, полицейский, строитель, пожарный)
А) Мы от простуды вновь страдаем,
Его мы на дом вызываем.
Он выдает больничный лист
А кто он как специалист?
(Врач)
Б) Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтоб в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
(Строитель)
В) Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый.
(Повар)
2. «Что происходит в природе»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Например, тема «Весна»
Педагог спрашивает, а дети отвечают:
Солнце что делает?- Светит, греет.
Ручьи что делают?- Бегут, журчат.
Снег что делает?- Темнеет, тает.
Птицы что делают? - Прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Медведь что делает?- Просыпается, вылезает из берлоги.
4. Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширения словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому либо из детей, называет предмет или животное а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыпленок – ЯЙЦОМ, ХЛЕБ-МУКОЙ, лошадь – жеребенком, шкаф-доской, корова – теленком, рубашка - тканью, дом- кирпичом, взрослый - ребенком.
Картотека театрализованных игр младшего дошкольного возраста.
1. «Угадай по звуку»
Цель: развивать слуховое внимание детей.
Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
Оборудование: музыкальные инструменты.
2 «Прятки»
Цель: развивать навык звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка! Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.
3. «Возьмем Мишку на прогулку»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые...штанишки.
Теплые... штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену... Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену... Мишке валенки-малышки,
Я надену... Мишке красное... пальтишко,
Красное... пальтишко я надену... Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем...гулять,
Будем в саночках... катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.