Окружающий мир 2 классе
Тема: «В гости к весне».
· Образовательная цель:
· познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
· формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.
· научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
· показать связь изучаемых предметов с жизнью;
· обогащать и расширять словарный запас;
· Развивающие цели:
· воспитывать эстетический вкус детей;
· развивать чувство прекрасного;
· чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
· развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
· стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
· формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
Воспитательные цели:
формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;
|
|
· Оборудование:
· учебник;
· иллюстрации птиц;
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний детей.
На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
Я. Аким
Долго шла она тайком от ветров и стужи,
А сегодня — прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,
Скоро множество птенцов выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут, и тебе впервые
На ладошку упадут капли дождевые.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
Слайд 1,2.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной. И название у него замечательное “В гости к весне
Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.
-Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.
|
|
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Слайд 3.
- В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.
- Кто объяснит названия этого месяца?
- Послушайте, ребята, как прекрасно изобразил в своей музыке П.И.Чайковский этот месяц.
- Следующая загадка:
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Слайд 4.
- А вот апрель в народе называют снегогон, водолей.
- Кто объяснит названия этого месяца?
- Следующая загадка:
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
Слайд 5.
- Май называют в народе цветень.
- Как вы думаете, почему его так назвали?
- Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы. (Работа по карточкам-заданиям.) Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник стр.
Солнце
- Как светит солнце весной?
- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?
- Изменилась ли продолжительность дня?
(Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? ( В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?
Небо
- Какое по цвету весеннее небо?
- Какое небо по характеру облачности?
- Какие осадки выпадают весной?
(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).
- Что происходит со снегом весной?
3. Снег и лед
- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?
- Почему?
- Где осталось больше снега?
- Почему?
(Поскольку становится теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.)
-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?
4. Почва
- Что происходит весной с почвой?
(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).
Слайд 7.
- Что такое ледоход?
(В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться.) А у нас бывает ледоход на реках?(Нет)
Слайд 8.
- Что такое проталины?
(В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)
Слайд 9.
- Что такое половодье?
(В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)
Изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
|
|
Слайд 11
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
Краткий рассказ учителя о:
Слайд11.
Мать – и – мачеха
Слайд 12.
Медуница
Слайд 13.
Гусиный лук
Слайд 14.
Первоцвет
Слайд 15.
Ландыш.
- Какие цветы расцветают в середине весны, в апреле? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?: (Нет).
- Почему не следует рвать цветы?
Слайд 16,17,18,19.
- Что происходит с насекомыми?
(С приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).
А какие насекомые не названы, но вы их знаете?