Лекция 5. ЭСТРАДНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК ОБЪЕКТ
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для руководства эстрадным ансамблем недостаточно иметь за спиной практику игры в подобном музыкальном коллективе и быть высокопрофессиональным музыкантом. Все это, конечно, очень важно и станет подспорьем в работе, но прежде всего, необходимо знать специфические особенности эстрадного ансамбля и владеть навыками руководства. Успешность руководителя-педагога, работающего в сфере эстрадного искусства, также во многом зависит от его способностей как организатора, воспитателя и педагога.
В комплекс подготовки участников класса ансамбля входят следующие компоненты:
• обучение правильной настройки инструмента и чистоте интонирования во время игры;
• изучение различных стилей и штриховых приемов эстрадного и джазового исполнительства;
• приобретение и развитие навыков ансамблевой игры;
• обучение основам импровизации;
•включение в репертуар произведений российских и зарубежных композиторов.
Проведение репетиций и приобретение навыков игры в эстрадном ансамбле.
В классе ансамбля преподаватель на определенном этапе объединяет участников в небольшие ансамбли, приучая их к совместной игре. Ансамбли могут быть самыми различными по составу (учитывается состав участников, разнообразие музыкальных инструментов): включать однородные или разнородные инструменты, а также объединяться в отдельные группы ансамбля (ритм-группу, группу мелодических голосов, вокальную
группу и др.).
_________________________________________________________________
Не для ответа, читать для общего развития.
(Духовые инструменты, используемые в эстрадных ансамблях, представляют собой единую группу. Наиболее распространены составы групп из 2, 3, 4, 5 и 6-ти инструментов. Обычно в них входят саксофоны, трубы, тромбоны, в последнее время флейта (в качестве сольного инструмента).
В ансамбле с участием 2-х духовых инструментов чаще всего используется сочетание трубы и тенор-саксофона. Относительно равноценные технические возможности инструментов позволяют применять их для проведения мелодии в два голоса: труба обычно исполняет 1-й голос, а саксофон – 2-й. Реже используется их унисон, который лучше удается при сочетании трубы с альт-саксофоном. Возможен и полифонический способ изложения мелодии в партиях этих инструментов, встречающийся в джазовых ансамблях. Изредка этим инструментам поручают педали в унисон или октаву. Сочетание трубы и тромбона звучит более насыщенно в сравнении с трубой и саксофоном, но при двухголосном изложении мелодии теряется слитность ансамбля. Значительно лучше звучит мелодия, проводимая этими инструментами в октаву, где труба ведет верхний, а тромбон – нижний голос. В унисоне преобладает тембр тромбона. Возможны унисонные педали.
В диксиленде используется группа из трех духовых инструментов: трубы, кларнета (сопрано-саксофона) и тромбона. В вокально-инструментальных ансамблях наиболее распространен следующий состав: труба, тенор-саксофон (реже альт-саксофон) и тромбон. В аккордовом изложении мелодии труба исполняет верхний голос, тенор-саксофон – средний, тромбон – нижний. Такая группа обладает выразительным звучанием и широким динамическим диапазоном. Возможно разделение функций инструментов. Например, трубе поручают мелодию, а саксофону и тромбону – педаль. Выразительно звучит проведение мелодии в октаву, причем саксофон может сочетаться как с трубой, так и с тромбоном. Есть вариант ведения мелодии в унисон, а также полифонического ее изложения. Используется эта группа и в качестве аккомпанирующей. Группа из трех духовых в составе две трубы и тромбон звучит слитно, но по тембру значительно беднее рассмотренных составов.
В группу из четырех духовых инструментов чаще всего входят две трубы, тенор-саксофон и тромбон. Соединение двух труб и двух тромбонов звучит слитно и мощно, но имеет более узкий диапазон. Возможны все рассмотренные ранее способы изложения партий духовых инструментов в партитуре ансамбля. Чаще всего используются два унисона: вверху две трубы, внизу тенор-саксофон и тромбон, либо 2 тромбона. Допустимо аккордовое изложение мелодии, как в тесном, так и в широком расположении голосов, а также чередование широкого и тесного расположении. Могут применяться все виды педали. В диксиленде, помимо трубы, кларнета (сопрано-саксофона) и тромбона, из духовых инструментов может использоваться труба, которая выполняет функции баса. Трубе в этом ансамбле поручается проведение темы, кларнету – подвижные фразы и заполнения, тромбону – педальные звуки и изредка сольные фразы. При этом кларнет звучит выше, а тромбон – ниже трубы. Подобное сочетание инструментов используется и при аккордовом изложении мелодии.
При использовании в эстрадном ансамбле 5–6-ти духовых инструментов его звучание приближается к оркестровому, особенно в аккордовых tutti. Такие составы группы духовых значительно обогащают общее звучание ансамбля. Чаще всего используются следующие составы групп: две трубы, саксофон, 2 тромбона; 3 трубы, 2 тромбона; 3 трубы, саксофон, 2 тромбона; две трубы, 2 саксофона, 2 тромбона. Трубы и тромбоны в разных случаях могут выполнять самостоятельные функции, саксофон обычно присоединяется к трубам или тромбонам, за исключением сольных эпизодов.)
_____________________________________________________________________
Занятия в классе ансамбля следует начинать с освоения несложных произведений и на основе тщательно продуманной системы, включающей основные учебные задачи:
• настройка ансамбля и достижение относительной стабильности его интонационного строя;
• совершенствование навыков игры по нотам;
• работа над динамикой и качеством звука;
• работа над темпоритмом;
• овладение различными стилями исполнения;
• совершенствование навыков исполнения различными штрихами эстрадной и джазовой музыки; развитие исполнительского дыхания (для участников, играющих на духовых инструментах).
Эти учебные задачи составляют единый учебно-творческий процесс и на занятиях решаются комплексно.
Практика работы с ансамблем показывает, что самым распространенным недостатком эстрадных ансамблей является посредственный интонационный строй и качество звучания. Безусловно, многое зависит от качества инструментов, аппаратуры и т. д. Но чаще всего причина этого явления заключается в том, что отдельные руководители, особенно не имеющие специальной подготовки, мало внимания уделяют настройке инструментов, штрихам, развитию навыков правильного чтения нотного текста. Именно эти задачи должны лежать в основе групповых занятий. Руководителю необходимо в процессе работы с ансамблем постоянно следить за чистотой интонации, корректировать строй отдельных инструментов, поскольку воспитание у музыкантов навыков чистого интонирования при игре является одним из важнейших моментов работы в ансамбле.
В практике работы с эстрадным ансамблем различают 4 основных типа репетиций. Каждая из них имеет свои задачи и специфические особенности.
Завершающая стадия репетиционного процесса – объединение групп в единый исполнительский ансамбль, развитие навыков ансамблевой игры. На общих репетициях эстрадного ансамбля решаются следующие исполнительские задачи: окончательно устанавливается темп, динамические оттенки, фразировка, штрихи, звуковое равновесие групп, чистота интонирования. Главное внимание руководитель сосредоточивает на отработке художественных элементов произведения, приемов передачи мелодической линии от одного инструмента к другому, добиваясь слитного звучания ансамбля.
На протяжении почти векового развития джаза и всегда тесно связанной с ним эстрадной музыки менялись стили, направления, выразительные средства, язык. Каждый значительный стиль оставлял свой след в истории джаза и эстрады. В современной картине многоликого искусства джаза и эстрадной музыки сосуществуют многие стили, как новые, так и появившиеся в начале века: диксиленд, джазовый мэйнстрим, джаз-рок, соул, диско и т. д. Освоение всего этого богатого наследия является необходимостью в классе ансамбля, независимо от того, в каком стилевом направлении специализируется тот или иной студент. В искусстве джаза и эстрады все взаимосвязано, и выпадение какого-либо звена негативно сказывается на общем образовательном уровне студента.