Общую классификацию художественной самодеятельности создать трудно, учитывая то обстоятельство, что до сих пор наука затрудняется в разрешении вопроса морфологии искусства. Он сохраняет дискуссионный характер. Трудности классификации заключаются также в том, что самодеятельность не строго «копирует» профессиональное искусство, не жестко придерживается границ академических жанров, видов, но по своей природе даже стремится к преодолению этих границ.
В настоящее время можно наметить скорее подход к классификации, чем выстроить ее достаточно строго.
Прежде всего следует выделить две большие категории самодеятельности:
- самодеятельность в области потребления художественной культуры и
- самодеятельность в области производства художественной культуры.
Первая категория представлена неорганизованной спонтанной деятельностью людей как читателей, зрителей, слушателей художественных произведений, а также формами такой самодеятельности - клубами любителей искусства, секциями общества книголюбов, объединениями собирателей и коллекционеров, обществом охраны памятников и т. п.
|
|
Вторая категория представлена опять же неорганизованными любителями рисования, пения, сочинения стихов и коллективами самодеятельности: оркестрами, театрами, студиями изобразительного искусства, хореографическими коллективами и т. п.
При всей правомерности такого разделения, бесспорность которого особенно очевидна в профессиональном искусстве, где профессионалы «создают», а публика «потребляет», в нем содержится и определенная ограниченность.
Организованные формы самодеятельности «художественного потребления» (клубы любителей искусства, например) обнаруживают тенденцию превращения в объединения творческие, в которых происходит не столько потребление, сколько производство определенных ценностей. Рецензия на фильм (устная или письменная), доклад о творчестве любимого режиссера, не говоря уже об общественно полезном коллекционировании художественных ценностей (предметов быта, подлинников живописи и т.д.), - это уже явления культуры. Приведенный пример показывает, как деятельность участников оказывается и потреблением, и производством художественной культуры.
Вторая категория самодеятельных коллективов - оркестры или театральные кружки - производит некий художественный продукт (музыкальную программу, спектакль). Однако этому предшествует длительный период интенсивного, творческого поиска, освоения профессиональной грамоты, средств технической и художественной выразительности. В этот период происходит самая совершенная форма «потребления», дающая любителям максимальное овладение языком данного искусства, позволяющая почувствовать произведение так, как это недоступно «просто слушателю» 'или «просто театральному зрителю». Таким образом, здесь также художественное потребление сливается с производством художественного продукта.
|
|
Это, собственно, подтверждает высказанное положение о том, что преодоление разрыва между художественным производством и художественным потреблением - одна из сущностных особенностей самодеятельности. Однако она проявляется как тенденция, свойственная наивысшим уровням организации самодеятельности. На практике же приходится, к сожалению, нередко встречаться с тем, что участники традиционного вида самодеятельности (хоровые, хореографические, цирковые коллективы) не столько «потребляют», сколько производят художественные продукты, которые, естественно, не отличаются сколько-нибудь заметным качеством.
Дифференциация самодеятельных коллективов на «художественно-потребляющие» и «художественно-производящие» оказывается неполной. Коллективы имеют также различный характер, обусловленный историческими корнями или преобладающей ориентацией на тот или другой пласт художественной культуры
Можно выделить три основных класса самодеятельных явлений:
1. Самодеятельность, ориентированная на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской окраины).
2. Самодеятельность, ориентированная на профессиональную культуру.
3. Оригинальная самодеятельность, не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
Первый класс представлен многочисленными народными хорами, национальными ансамблями, индивидуальными исполнителями, фольклорными группами и т. д.
Второй - основной массой традиционных самодеятельных коллективов: театральных, академических хоров, эстрадных оркестров, берущих за образец искусство профессиональное.
К третьему классу можно отнести агитбригаду, клубы самодеятельной песни(«барды»), литературно-музыкальные композиции, художественно- документальные программы, некоторые виды художественно-прикладной деятельности, не имеющие профессиональных аналогов (аппликации из необычных материалов, композиции из соломки, корнепластика и т. п.).
Обоснованность такой традиции очевиднее опять же в сравнении с образцами и примерами профессионального искусства, где классические жанры существенно отличаются от народно-этнографических. Однако пристальное изучение самодеятельных явлений выявляет трудности в их четкой градации по этим признакам. Так, в самодеятельности,«ориентированной на фольклор», мы находим множество примеров, когда за образец берется не подлинно народное, а освоенное уже профессиональным искусством ( профессиональные народные хоры, хореографические коллективы и т.д.). Связано это и с общими историческими судьбами фольклopa, и с тем, что занятие фольклорной культурой требует в качестве предпосылки высокого профессионального уровня. Связано это и с тем, что само профессиональное искусство стоит лицом к непреходящим ценностям народной художественной культуры. Это заметно в изобразительном искусстве, особенно в декоративно-прикладном, где использование народных мотивов и техники обработки материалов все чаще обретает новую жизнь. Проявляется это и в эстрадной музыке в направлениях, получивших недвусмысленные названия «фольк», «кантри».
Еще любопытнее сложилась ситуация в области оригинальной самодеятельности. Она может быть расценeнa кaк своеобразное поле эксперимента современной художественной культуры в целом, где возникает и апробируется новое. Так было, например, в свое время с художественной фотографией, которая как художественная деятельность.возникла в любительской, непрофессиональной среде. В профессиональном искусстве нет явления, аналогичного самодеятельным «бардам». Однако, в случаях выдающейся талантливости этих любителей-исполнителей, они юридически переходят профессиональную среду либо, сохраняют свою «вторую» профессию, и в глазах широкой публики известны лишь как художники, а отнюдь не в первой их «основной» профессии. Некоторые оригинальные формы самодеятельности, не имевшие аналога в профессиональном искусстве, становятся основанием для развития соответствующих профессиональных форм. Так, например, литературно-музыкально-документальные монтажи, театрализованные чествования трудовых коллективов, героев войны и труда и другие такого рода постановочно-зрелищные действа возникли в сфере самодеятельного творчества, но затем были подхвачены и доведены до высокого уровня профессиональными группами, готовящими программы для больших концертных залов, телевидения, радио.
|
|
Обилие таких «пограничных» явлений при существующей традиции самодеятельности также закономерно, ибо самодеятельность как раз и есть преодоление узкопрофессиональных корней в современном художественном функционировании рядового человека. Не будем забывать, что в этом свете самодеятельное исторически предшествовало профессиональному и, что важнее для нас, самодеятельное по природе своей стремится не к следованию нормам, стандартам, условным границам, но к преодолению их ради целостного, всестороннего и свободного развития личности.
Каждый из трех обозначенных выше классов самодеятельности внутренне подразделяем на виды и подвиды.
Видами художественной самодеятельности являются музыкальная, изобразительная, театральная и др. Более частные подразделения, подвиды – музыкальная самодеятельность состоит из академического хора, вокальных ансамблей, оркестров эстрадных, духовых и т. д. Изобразительная представлена живописью, скульптурой, керамикой и т. д.
|
|
Несколько иная ситуация в самодеятельности, ориентированной на фольклор и этнографическую культуру. Подлинно народной культуре был свойствен синкретизм - неразделенность на жанры и неотделенность от быта и других жизненных реалий. В современном фольклоре расслоение на жанры уже сильно обозначилось и продолжается: Здесь можно обнаружить группы «синтетические», участники которых и поют, и танцуют, и играют, иногда осуществляют постановку какого-либо красочного обряда или систему календарных действ. Есть группы сугубо вокальные или сугубо хореографические.
Что касается нетрадиционной самодеятельности, то здесь рождаются и новые жанры. Из лекции с диапозитивами рождается слайд-театр, из вечера танцев и тематической художественно-познавательной программы дискофеерия и т. д.
Есть свои жанры и в самодеятельности «потребления» художественной культуры. Здесь два больших вида: художественно-исследовательская и художественно-критическая сама деятельность, развивающиеся в двух наиболее заметных направлениях. Во-первых, это клубы любителей искусства (представляющие самодеятельный аналог объединений, групп профессиональной критики), в которых занимаются обсуждением, анализом, оценкой художественных произведений или творчества отдельных художников (художественных школ, направлений и т. п.). Во-вторых, по аналогии с музейным делом индивидуальная работа по коллекционированию художественных ценностей или предметов, имеющих прямое отношение к художественной культуре прошлого.
Систематизация, изучение материалов индивидуально и в рамках клубов коллекционеров представляет своеобразный вид художественно-исследовательской работы, способ оригинального, художественного, общественно ценного деяния.
Многообразие видов, классов и подвидов самодеятельного искусства подлежит не только дифференциации. Здесь возможна внутренняя классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную художественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность, исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются. Самодеятельные «барды», например, являются авторами текстов и музыки своих песен и их исполнителями.
Есть виды самодеятельности, предполагающие и следование традиции (использование в качестве репертуара «готового» народного произведения), и вариативность, импровизационность в исполнении, что превращает исполнителя в соавтора безымянных авторов фольклорного произведения.
Авторство и исполнительство представляют одинаковые возможности для самовыражения. Деятельность, ориентированная на профессиональное, искусство, представляет принципиально иные возможности для художественного развития в сравнении с собственно авторской деятельностью.
Все эти классы самодеятельных явлений не в одинаковой степени развиты и не в одинаковой степени изучены. Вместе с тем разнородные явления самодеятельности нельзя противопоставлять один другому как более важные и менее важные.
Наукой установлено, что разные виды художественной деятельности в неодинаковой степени зависят от интеллекта: одни просто невозможны при невысоком интеллекте, другие допускают его известную ограниченность. Одни виды деятельности предполагают высокую)
общую образованность, другие могут возникнуть, так сказать, на голом месте, при полном отсутствии предварительной специальной художественной подготовки.
Никакие подобные характеристики не дают основания считать одни виды художественной деятельности «высокими», а другие - «низкими». В развитии самодеятельности следует стремиться к тому. чтобы набор коллективов и объединений в регионе или в рамках отдельного многосекционного клубного коллектива и даже в пределах одного объединения позволял занять и использовать активность людей с самыми различными склонностями, интересами, способностями, уровнями общего и специального художественного образования.