Антифризы представляют собой смесь этиленгликоля с водой (в чистом виде этиленгликоль не используется, т.к. он достаточно пожароопасен). Они обеспечивают надёжное охлаждение, т.к. обладают высокой теплоёмкостью и теплопроводностью, практически негорючие, имеют низкую температуру замерзания (до - 75 ºC), полностью исключают возможность размораживания
- 47 -
системы охлаждения при длительной стоянке автомобиля в условиях низких температур. Основной недостаток антифризов – их высокая токсичность.
Температура застывания антифриза зависят от соотношения в нём воды и этиленгликоля (см. рис. 19.1)
Рисунок 20.1. Зависимость температуры замерзания антифриза от содержания в нём воды
В целях снижения коррозионного воздействия в антифризы вводят противокоррозионные присадки – декстрин (предохраняет от коррозии алюминиевые и медные поверхности), молибденовый натрий (предохраняет от коррозии цинковые поверхности), динатрий фосфат
(предохраняет чёрные металлы, медь, латунь). Наибольшее распространение получили следующие антифризы:
|
|
• ТОСОЛЫ: АМ (голубой), А40 (голубой), А65 (красный). Цифра указывает температуру кристаллизации (замерзания), соответственно, -40 ºC и -65 ºC. Буква М – содержание молибденового натрия в качестве антикоррозионной присадки.
• Охлаждающая жидкость ЛЕНА: ОЖ -40, ОЖ -65 (обе жёлто-зелёного цвета). Цифра также
указывает температуру замерзания, ОЖ – охлаждающая жидкость. Основные свойства антифризов приведены в таблице приложений П 2.3.
Правила применения антифризов:
• соблюдать меры предосторожности, в частности при переливании шлангом нельзя использовать приём засасывания ртом, а после работы с антифризом вымыть руки с мылом.
• систему охлаждения заливать только на 92..95%, т.к. этиленгликолевые жидкости при прогретом двигателе расширяются, и может произойти утечка и потеря части жидкости.
• в случае испарения части антифриза во время эксплуатации доливают воду, а при утечке – антифриз.
• т.к. присадки со временем разрушаются (срок работы ≈ 2 года) и ухудшают качество антифриза, то его следует заменять примерно через каждые 60 тыс. км пробега.
- 48 -
• не смешивать различные марки антифризов, т.к. они различаются между собой по рецептуре.
• следить, чтобы в этиленгликолевые жидкости не попадали нефтепродукты, т.к. они вызывают вспенивание и выброс жидкости через пробку радиатора.
Лекция 21
Тема 3.2. Жидкости для гидравлических систем
Знать назначение жидкостей для гидравлических систем, марки, условия их работы и
требования к ним предъявляемые, эксплуатационные требования и марки пусковых,
амортизаторных и тормозных жидкостей.