Моральные проблемы клонирования человека

Манипуляции со стволовыми клетками, клонирование человеческих органов и тканей и духовно-нравственная природа человека.

Особый интерес в биоэтическом контексте представляет проблема клонирования. Выделяют несколько методов клонирования:

- манипуляции со стволовыми клетками;

- пересадка клеточного ядра.

Уникальность стволовых клеток заключается в том, что, когда они попадают на поврежденные участки разных органов, то они способны превращаться в клетки именно такого типа, которые необходимы для восстановления ткани (мышечные, костные, нервные, печеночные и т.д.). То есть, используя технологию клонирования, можно «на заказ» выращивать необходимые человеческие органы.

Настоящая фантастика, однако, где взять стволовые клетки? Результаты многолетних экспериментов таковы:

- абортивный материал при естественном и искусственном оплодотворении;

- извлечение стволовых клеток из уголков и борозд мозга, костного мозга и волосяных фолликул взрослого организма и других тканях;

- кровь из пупочного канатика;

- откачанный жир;

- выпавшие детские зубы.

Изучение стволовых клеток взрослого организма, безусловно, обнадеживают и не вызывают этических проблем в отличие от эмбриональных стволовых клеток. Общепризнано, что лучшим источником стволовых клеток для терапевтического клонирования (т.е. получения эмбриональных стволовых клеток) являются эмбрионы. Однако в связи с этим нельзя закрывать глаза на потенциальные опасности. Европейская группа по этике выдвинула на первый план проблему прав женщин, которые могут попасть под сильное давление. Кроме того, специалисты отмечают проблему добровольного и информированного согласия для донора (а также анонимности) и для получателя клеток. Дискуссионным остаются вопросы о приемлемом риске, о применении этических стандартов в исследованиях на людях, охрана и безопасность клеточных банков, конфиденциальность и защита частного характера генетической информации, проблема коммерциализации, защита информации и генетического материала при перемещении через границу и т.д.

В большинстве стран мира существует полное или временное запрещение на репродуктивное клонирование человека. Во Всеобщей Декларации о геноме человека и правах человека ЮНЕСКО (1997 г.) запрещена практика клонирования с целью воспроизводства человеческой особи.

Другим методом клонирования является пересадка клеточного ядра. Сегодня таким образом получено много клонов различных видов животных: лошади, кошки, мыши, овцы, козы, свиньи, быки и т.д. Ученые констатируют, что клонированные мыши живут меньше и больше подвержены разным заболеваниям. Исследования по клонированию живых существ продолжаются [1].

Основные этические принципы и правовое регулирование биомедицинских исследований с участием человека. «Нюрнбергский кодекс», «Хельсинская декларация», Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине», Всеобщая декларация ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека.

История биомедицинских экспериментов на человеке и животных

Древнеримский врач и ученый Цельс (I век до н. э.) обсуждал вопрос: допустимо ли экспериментирование на человеке и вообще на живых существах? Ответ его был таков: из соображений чисто научных эксперименты нецелесообразны, так как страдания подвергаемого опыту живого существа исказят нормальные жизненные явления.

Эразистрат (III век до н. э.) проводил эксперименты на рабах и животных.

В XVI веке французский король Генрих II получил на турнире удар копьем в глаз, врачи подвергли точно такому же ранению четырех приговоренных преступников, чтобы иметь возможность изучить их раны.

Андреас Везалий (1514–1564 гг.), основоположник анатомии, свои исследования на трупах постоянно подтверждал опытами на живых животных.

К. Бернар, основатель современной экспериментальной медицины, в «Лекциях по экспериментальной патологии» (1869 г.) указывал на невозможность экспериментов на больных, так как есть риск их убить, вместо того чтобы вылечить, однако, следует заметить, что именно под руководством Бернара проводились эксперименты на животных, которые отличались чрезмерной жестокостью.

А. Молль, автор фундаментальной работы «Врачебная этика» (1903 г.), считал, что рано или поздно клинические нововведения надо применять на первых больных.

Медицинские опыты на людях с нарушением этических и юридических требований справедливо осуждались и обществом, и большинством представителей врачебной профессии. Первым специальным этико-юридическим вердиктом, регулирующим проведение экспериментов на людях, был указ, изданный в Пруссии в 1900 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: