Существуют различные подходы к пониманию сущности понятия «мониторинг»:
- это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния, контроля характера происходящих событий, предупреждения нежелательных тенденций развития;
- непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций.
Социально-педагогический мониторинг семьи – научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии семьи как объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
|
|
Выделяют следующие составные части социально-педагогического мониторинга: цель, задачи, определение нормы состояния объекта, содержание, обратная информация, оценка, коррекция, результат.
Этапы мониторинга:
1-й этап: постановка цели и задач мониторинга;
2-й этап: диагностический: сбор и обработка информации о воспитании детей и жизнедеятельности семьи;
3 этап: заключение по результатам анализа, определение «проблемных зон» семьи;
4этап: разработка программы социально-педагогического сопровождения семьи.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную «карту семьи», куда желательно включить:
-список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения;
-краткие характеристики членов семьи;
-наиболее важные для каждого члена семьи события;
-анализ того, чем держится семья (сплоченность и разобщенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);
|
|
-описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);
-сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;
-анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);
-оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной
помощи, в какой именно.
В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту.
Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом.
На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально педагогической поддержки и помощи.