Размещение машин и механизмов

При размещении на строительной площадке машин и механизмов учитывают:

безопасные условия работы механизмов;

− факторы влияния устанавливаемого механизма на работу других механизмов, размещенных в зоне его действия или на смежных участках;

компактность в расположении механизмов, подъездов, складов материалов и готовой продукции, бесперебойную доставку механизмов;

сокращение трудоемкости, материальных и финансовых затрат при установке механизмов и дальнейшей их эксплуатации.

Наиболее сложной задачей является размещение (привязка) разнообразных видов грузоподъемного оборудования, применяемого в строительстве.

В процессе строительства рельсовых путей контролируются качество возведения земляного полотна и устройства верхнего строения пути. Все земляные работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены к началу возведения земляного полотна.

При работе машин вблизи неукрепленных выемок полосы движения стреловых кранов и крановые пути башенных кранов должны быть устроены так, чтобы ближайшая опора и нижний край балластной призмы располагались от откоса выемкине ближе 1,0...1,5 глубины выемки плюс 0,4 м.

Протяженность земляного полотна следует принимать из условия обслуживания башенным краном всей зоны работ, предусмотренной проектом их производства. Протяженность рельсового пути должна быть не менее двух рельсовых звеньев длиной по 12,5 м.

Продольный уклон земляного полотна из не дренирующего грунта должен быть не более 0,003, поперечный уклон - в пределах 0,008-0,01 и иметь направление от строящегося объекта или котлована. Земляное полотно из дренирующего или скального грунта допускается выполнять горизонтальным. Насыпной грунт следует укладывать слоями с обязательным послойным уплотнением.

При возведении земляного полотна из насыпного грунта не допускается:

− применять грунт с примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;

− применять не дренирующий грунт (глину, суглинок) в смеси с дренирующим;

прикрывать слой высоко дренирующего грунта грунтом с меньшей дренирующей способностью;

укладывать мерзлый, а также талый грунт в смеси с мерзлым;

− вести отсыпку земляного полотна во время интенсивного снегопада без принятия мер по защите насыпного грунта от включений снега;

уплотнять грунты поливкой водой в зимнее время.

Поверхностные воды с земляного полотна следует отводить с помощью продольных водоотводных канав на всю длину земляного полотна. Водоотводные канавы с уклоном дна не менее 0,003 следует располагать по оси пути и со стороны рельсового пути, противоположной возводимому объекту или котловану, и включать в общий водоотвод строительной площадки. Поперечный профиль водоотводных канав должен быть трапецеидальной формы глубиной не менее 0,35м и шириной по дну не менее 0,25м с откосами при песчаных и супесчаных грунтах 1: 1,5, при остальных грунтах - 1:1. В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 0,25 м с откосами 1:0,2.

Допускается засыпка водоотвода высоко дренирующим материалом (щебнем, гравием, крупнозернистым песком).

В качестве балласта рельсовых путей следует применять щебень, гравий или гравийно-песчаную смесь, крупный или среднезернистый пески, доменные шлаки.

Башенные краны с верхним противовесом следует устанавливать с учетом безопасного расстояния от нижнего края балластной призмы до габарита здания не менее 0,7 м на высоте до 2 м; 0,4 м — на высоте более 2 м.

Минимальное расстояние от рельса до ограждения должно составлять 0,7 м.

Краны с нижним противовесом должны устанавливаться с учетом минимального расстояния от стены до рельса, приведенные в нормативах. Расстояние от оси башенного приставного крана до стены здания должно составлять не менее 4 м.

Вертикальные подъемники, работающие у здания, должны иметь огражденную опасную зону не менее 5 м. Граница опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов машин и механизмов также составляет 5 м.

Рельсовый путь должен быть оборудован системой заземления, четырьмя инвентарными тупиковыми упорами на расстоянии не менее 500 мм от концов рельсов. Устройство тормозных балластных призм перед тупиковыми упорами не допускается.

На обоих концах рельсового пути должно быть установлено и закреплено по одной включающей линейке для концевых выключателей механизма передвижения крана.

При устройстве рельсового пути должны быть соблюдены требования СНиП 3.08.01-85

Таблица 1 (СНиП 3.08.01-85, пп. 2.27-2.29)

Технические требования Предельные отклонения Контроль (метод, объем)
Размер колеи + 15 мм Измерительный, стальной рулеткой, каждое рельсовое звено в его средней части и в зоне болтовых стыков
Продольный и поперечный уклоны 0,004 Измерительный, нивелировка по головке рельса с установкой рейки в средней части и в зоне болтовых стыков каждого звена
Прямолинейность рельсового пути для кранов:  

Измерительный, натянутой струной или теодолитом

с жесткими ходовыми рамами 20 мм на 10 м пути
с балансирными ходовыми тележками 25 мм на 10 м пути

Рельсовый путь, оборудованный системой заземления, тупиковыми упорами и выключающими линейками, следует не менее 10 раз обкатать краном без груза и не менее 5 раз - с максимальным рабочим грузом, после чего необходимо провести нивелирование рельсового пути по головке рельса и просевшие участки выправить подбивкой балласта под опорные элементы.

Перед началом эксплуатации крана следует составлять акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию, к которому необходимо прилагать документально оформленные результаты нивелирования, а также схему нивелирования поперечного и продольного профилей рельсового пути.

При плановой проверке состояния рельсового пути необходимо проверять размер колеи, прямолинейность и горизонтальность рельсового пути, с помощью нивелира выборочно измерять упругую просадку рельсовых нитей под колесами крана, а также производить осмотр состояния элементов верхнего строения пути и водоотвода.

Дефектные рельсы могут быть замечены по следующим признакам: местному уширению головки; темным продольным полосам на поверхности катания; красноте под головкой; тонким продольным или поперечным трещинам на верхней или боковой поверхностях головки; ржавым или синим полосам в местах сопряжения шейки с подошвой или на полке подошвы; выщербинам на головке рельса и т. п.

Не допускается эксплуатация крана на рельсовом пути при:

− продольном или поперечном уклонах свыше 0,01;

− отклонении размера колеи и прямолинейности пути от допускаемых величин, приведенных в табл. 1;

− упругой просадке рельсовых нитей под колесами и крана свыше 5 мм (просадку следует измерять при подъеме максимального рабочего груза и угле поворота стрелы крана в плане относительно оси пути 45° без передвижения крана);

− горизонтальном износе головки рельса Р43 свыше 10 мм, Р50 свыше 11 мм и Р65 свыше 13 мм;

− вертикальном износе головки рельса Р43 свыше 8 мм, Р50 свыше 9 мм и Р65 свыше 10 мм;

− плавных вмятинах и забоинах рельсов свыше 4 мм;

− плавном местном износе кромки подошвы рельсов от костылей свыше 5;

− уменьшении толщины подошвы рельсов от ржавления свыше 4 м;

− суммарном равномерном наплыве металла на боковых гранях головки рельсов без признаков трещин и расслоений свыше 6 мм;

− трещинах в головке, шейке, подошве, местах перехода шейки в головку или подошву, у болтовых отверстий рельсов;

− выколе подошвы или головки рельсов;

− провисших концах рельсов, включая смятие на 5 мм при измерении просвета между рельсом и линейкой длиной 1 м, укладываемой на головку рельса;

− прикреплении рельсов к опорным элементам неполным числом прикрепителей;

− изломе деревянных полушпал;

− сквозных поперечных трещинах в железобетонных балках;

− обнажении рабочей арматуры или стержней закладных подрельсовых деталей железобетонных балок с обрывом или деформацией одного стержня и более;

− отсутствии тупиковых упоров и выключающих линеек;

− отсутствии или неисправности заземления.

Кроме плановых проверок состояния рельсового пути следует производить дополнительные его осмотры при особо неблагоприятных метеорологических условиях (ливнях, снежных заносах, таянии снега и т. д.), а также при наличии неустойчивых участков пути (в пазухах фундаментов, в местах прохождения подземных коммуникаций и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: