В работе с трудными подростками социальный педагог нередко занимается их правовой защитой. Поэтому ему следует знать право вые акты, которые направлены на защиту несовершеннолетних:
1 См.: Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированны ми подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994. — С. 124.
2 См.: Омаров С.К. Формирование экономических и правовых знаний как средство обеспечения социальной защищенности учащихся. — М., 1996. — С. 15.
Конституция Российской Федерации (1993). В раздел «Права человека» вошли положения о правах ребенка и их охране (ст. 7,
17, 38).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Уголовный кодекс РФ, направленный против жестокости и на защиту детей и несовершеннолетних.
Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1991 г.
- «О неотложных мерах по пресечению пропаганды порнографии, культа насилия, жестокости».
|
|
Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочеред
ных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении,
\ выживании, защите и развитии детей.в 90-е гг.».
Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профи лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».
Указ Президента РФ от 5 июня 1994 г. № 646 «Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации». Этот указ направлен на координацию работы различных ведомств с несовершеннолет ними.
Вопросы охраны труда несовершеннолетних отражены в Ко
дексе законов о труде РФ (ст. 2, 21, 43, 48, 49, 54, 173, 174, 175,
178—181), в Законе РФ «О занятости населения в РФ», в Поста новлении Правительства РФ «Об организации общественных ра бот» (1994).
Однако существующее законодательство не обеспечивает в пол ной мере правовую защиту несовершеннолетних. Несовершенство современного законодательства привело к тому, что многие под ростки, не получив среднего образования, оказываются на улице. Так, Закон РФ «Об образовании» вызвал отчисление под ростков из школ. Отсутствие четкого регулирования ст. 13 Закона РФ «О занятости населения РСФСР» ведет к нерешенным про блемам их занятости, неправомерной эксплуатации их труда ком мерческими структурами. Прием на работу школьников (во время каникул) должен осуществляться только с согласия их родите лей, педагогического совета и профсоюзного комитета. Должен быть составлен договор, где обусловливается оплата труда. По окончании работы должна быть выдана справка, данные которой впоследствии вносятся в трудовую книжку.
|
|
В Международной организации труда (МОТ) на основании Декларации прав ребенка (1959) предусмотрено право ребенка на труд, охрану и защиту труда. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста, ему не должны по ручаться работы, вредные для его здоровья или образования, ко торые бы препятствовали его физическому, умственному или нрав ственному развитию. Минимальный возраст приема на работу —
15 лет.
Международной организацией труда предусмотрены работы, где разрешается труд несовершеннолетних:
участие в общественных представлениях, мас©овых*мероприя- тиях;
обучение в профучилищах, где труд — часть обучения;
участие в семейном производстве.
Социальному педагогу при осуществлении охраны прав ребен ка следует добиваться от нанимателей и должностных лиц соблю дения:
правил приема на работу несовершеннолетних;
норм выработки для молодых рабочих;
условий оплаты труда (моложе 18 лет);
требований по ограничению труда несовершеннолетних; предоставления подросткам льгот и преимуществ; предоставления льгот подросткам, совмещающим работу с
учебой.
Социальный педагог должен учитывать, что в подростковом возрасте (14—18 лет) понижена сопротивляемость организма, что при неблагоприятных условиях (пыль, шум, вибрации, токсичес кие вещества) приводит к патологии в развитии.
Из Кодекса законов о труде
(извлечения)