Классный час в 11 классе. Как успешно сдать экзамены
Психологический классный час для 11 класса
Методическая разработка классного часа для 11 класса на тему «Экзамены – это не страшно!»
Хорошая подготовка - это половина победы.
М. Сервантес
Цели: расширить представление выпускников о психологическом здоровье; познакомить с приемами психоэмоциональной регуляции; формировать позитивное отношение к экзаменам; способствовать повышению самооценки; побуждать к самопознанию, саморазвитию.
План классного часа
I. Вступительная беседа.
II. Незавершенное предложение «Экзамен - это...».
III. Моделирование ситуаций. Работа в группах.
1. Пять историй успеха.
2. Самое страшное!
IV. Информационный блок.
1. Экзамены и здоровье.
2. Как вести себя на экзамене.
3. Об экзамене с улыбкой.
V. Заключительная беседа.
Ход классного часа
I. Вступительная беседа
Классный руководитель. Скоро вам предстоит сдавать экзамены - выпускные, вступительные. Одни ждут экзаменов с нетерпением и азартом, другие - со страхом и обреченностью, третьи - с надеждой на удачу и везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.
«Хорошая подготовка - это половина победы», - говорил великий писатель Мигель де Сервантес Сааведра. Хорошая подготовка к экзаменам - что это значит для вас?
Примерные ответы:
- Все вызубрить.
- Психологически настроиться.
- Все прочитать, иметь представление о предмете, понимать все темы.
- Отдохнуть как следует, расслабиться, выспаться.
- Написать хорошие шпаргалки и надежно их спрятать. Классный руководитель. Как видим, у каждого свое представление о подготовке к экзаменам. А задача сегодняшнего классного часа - выработать универсальные рекомендации, дать советы, которые пригодились бы каждому.
II. Незавершенное предложение «Экзамен - это...»
Классный руководитель. Жизнь показала, что к экзаменам люди относятся по-разному. И вы в этом сейчас убедитесь. Попробуйте завершить предложение: «Экзамен - это...» Выберите вариант окончания:
а) разговор двух умных людей;
б) лотерея;
в) психологический поединок;
г) игра в поддавки;
д) соревнование «Кто кого обхитрит?».
(По результатам опроса формируются 5 групп.)
III. Моделирование ситуаций. Работа в группах
Пять историй успеха
Классный руководитель. Итак, мы выбрали 5 разных позиций по отношению к экзамену. Какая же из них гарантирует успех? Каждая группа смоделирует свою ситуацию успеха на экзамене. И мы посмотрим, какая же позиция самая выигрышная. Примерные рассказы:
а) разговор двух умных людей:
- Весь год напряженно и добросовестно учился. Читал дополнительную литературу. К экзамену подготовился основательно, систематизировал и упорядочил свои знания. Выучил все! На экзамене беседовал с учителем на равных. Результат - отлично!
б) лотерея:
- К экзамену почти не готовился. Выучил один билет. И именно он мне попался! Ответил блестяще! Получил пятерку.
в) психологический поединок:
- К экзамену не готовился, билеты не учил, рассчитывал на свою эрудицию и общее развитие. Отвечая по билету, говорил уверенным, громким голосом, держался нахально, самоуверенно, напористо. Сдал на «5».
г) игра в поддавки:
- Ничего не учил, потому что это все бесполезно, двойку не поставят, а ради тройки можно и не стараться. На экзамене больше молчал, отвечал на наводящие вопросы, в основном, использовал два слова «да» и «нет». Получил долгожданную тройку.
д) соревнование «Кто кого обхитрит?»:
- Ничего не делал, зато раздобыл хорошие шпоры. Рассчитал все так, что во время подготовки к ответу оказался во втором ряду и, спрятавшись за спиной одноклассника, все успешно списал. Отвечая комиссии, громко и уверенно читал свои записи. Получил «4», и это настоящий успех!
Классный руководитель. Мы выслушали 5 экзаменационных историй. Какая из них самая непредсказуемая? А какая - самая надежная? Попробуйте обосновать свою точку зрения. (Самая надежная первая, в остальных - все зависит от случая.)
2. Самое страшное!
Классный руководитель. Чтобы преодолеть страх перед экзаменом, психологи советуют заранее пережить в своем воображении самое худшее, что может произойти на экзамене. Еще одно задание для групп. Опишите провальную ситуацию, которая произошла с вашим героем на выпускном экзамене.
Примерные рассказы:
а) разговор двух умных людей:
- Растерялся, испугался, упал духом, расстроился, потерял уверенность в себе - не получил «пятерки».
б) лотерея:
- Попался билет, которого не учил, тянул другой билет, упал духом, расстроился, ничего не смог ответить - получил «неуд».
в) психологический поединок:
- Столкнулся с недоброжелательным, предвзятым отношением учителя, растерялся, упал духом, расстроился - получил низкую отметку.
г) игра в поддавки:
- Учитель решил меня завалить, задавал трудные вопросы, я ничего не смог сказать - «неуд».
д) соревнование «Кто кого обхитрит?»:
- Не рассчитал и оказался прямо перед носом комиссии, не смог достать шпаргалку, растерялся, испугался, упал духом, расстроился, потерял уверенность в себе, не сдал.
Классный руководитель. Итак, самое страшное - это плохая отметка. Но, оказывается, в наших законах предусмотрены эти ситуации. Выпускники XI (XII) классов, получившие на государственной (итоговой) аттестации не более одной неудовлетворительной отметки, допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по этим предметам. Повторная государственная (итоговая) аттестация проводится до начала нового учебного года в сроки, устанавливаемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Конечно, пересдача экзамена - не самое приятное занятие, но каждый должен знать, что у него есть шанс исправить отметку и получить аттестат.
IV. Информационный блок
Классный руководитель. Как видим, причиной провала на экзамене чаще всего являются отсутствие знаний, неуверенность в себе, психологическая неустойчивость. Я добавлю к этому плохое самочувствие в день экзамена. Поэтому наш информационный блок мы и начнем именно с советов врача.
Экзамены и здоровье
Врач 1. Экзамен - это всегда стресс. Медики утверждают, что во время экзаменов 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, у них повышается кровяное давление, может появиться головная боль, тошнота, многих охватывает растерянность, паника, страх. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Некоторые становятся чрезмерно самокритичными, неуверенными в себе. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность.
Врач 2. По мнению специалистов, причиной стресса является интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, но главный фактор, провоцирующий развитие стресса - это отрицательные переживания. Чтобы избежать стресса, нужно готовиться к экзаменам заранее, планировать учебную нагрузку, соблюдать режим дня.
Врач 1. Тут можно дать такие советы. Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. А «совам» лучше посидеть за учебником попозже вечерком.
Врач 2. Хорошо поместить на рабочем столе что-нибудь желтое и фиолетовое - эти цвета стимулируют умственную работу.
Врач 1. Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна.
Врач 2. Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их водой, соками и спортом. Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.
Как вести себя на экзамене
Классный руководитель. А теперь - советы психолога. Как вести себя на экзамене.
Психолог 1. Растерянность, суетливость, беспомощность отнюдь не способствуют повышению вашего авторитета у преподавателя. Постарайтесь вести себя достойно, не играйте на жалости, это только еще больше усугубит ваше положение.
Психолог 2. Настройтесь на победу. Кто-то мудро заметил: «Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились». Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменаторов однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится.
Идя на экзамен, сосредоточьтесь на достижении успеха, а не думайте о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о поражении. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.
Психолог 1. Вытягивание билета. Это стоит сделать как можно быстрее, при этом уберите ужас со своего лица и изобразите радость! Тем самым вы убедите экзаменатора в своих знаниях.
Психолог 2. Подготовка к ответу. Во-первых, успокойтесь (вы все знаете, а чего не знаете - вспомните). Во-вторых, постарайтесь изложить все четко и логично.
Психолог 1. Когда выходите отвечать, не теряйтесь, не спорьте с экзаменатором! В случае если экзаменатор начнет что-либо доказывать, внимательно (ни в коем случае не перебивая) выслушайте его с выражением глубочайшего уважения в глазах и приведите аргументы в пользу его точки зрения.
Психолог 2. Большинство экзаменаторов особенно ценят в ответе:
- умение выделить главное;
- самостоятельность - использование своих собственных примеров;
- заинтересованность в предмете.
Психолог 1. Не надо рассчитывать на жалость и применять слезы, нельзя быть и некорректным, вступать в пререкания с экзаменатором. Конечно же, нельзя грубить не только словами, но и тоном разговора. Никакой развязности: это может показаться хамством!
Психолог 2. Экзаменаторам, нравится спокойная уверенность в себе, но не нравится броская самоуверенность.