Планирование и прогнозирование региональной экономики

Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования устанавливает Федеральный закон РФ от 28.04.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».(1)

Данным законом установлено, что стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

Статьей 5 вышеуказанного закона определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере стратегического планирования:

1) определение приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации;

2) установление требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению);

3) разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации;

4) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации;

6) установление порядка осуществления стратегического планирования в субъектах Российской Федерации;

7) участие в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне;

8)  иные полномочия в сфере стратегического планирования.

    Для государства особую значимость имеет региональное стратегическое планирование, которое ориентируется на долгосрочную перспективу, определяет основные направления экономического развития, показывает цели для отдельных отраслей национальной экономики и ключевые механизмы их достижения. На решение этих задач направлена программно-стратегическая функция государства в экономической сфере. В ее рамках осуществляется выработка экономической политики и принятие документов стратегического характера в различных отраслях хозяйствования.

Полномочия региональных участников стратегического планирования, документы стратегического планирования Кировской области их содержание, порядок проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Кировской области, а также порядок взаимодействия Правительства Кировской области с органами местного самоуправления обозначены в законе от 12.05.2015 № 526-ЗО «О стратегическом планировании в Кировской области».(2)

Основными участниками стратегического планирования в Кировской области являются:

1) Законодательное Собрание Кировской области;

2) Губернатор Кировской области;

3) Правительство Кировской области;

4) иные органы исполнительной власти Кировской области;

5) Контрольно-счетная палата Кировской области.

Законом Кировской области № 526-ЗО определен перечень документов стратегического планирования:

1) стратегия социально-экономического развития области;

2) прогноз социально-экономического развития области на долгосрочный период;

3) бюджетный прогноз области на долгосрочный период;

4) прогноз социально-экономического развития области на среднесрочный период;

5) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области;

6) государственные программы области;

7) схема территориального планирования области.

Одним из важных документов является стратегия социально-экономического развития области, которая утверждается  Правительством Кировской области и разрабатывается на тот же период, что и прогноз социально-экономического развития, и содержит:

- оценку достигнутых целей социально-экономического развития Кировской области;

- приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики Кировской области;

- показатели достижения целей социально-экономического развития Кировской области, сроки и этапы реализации стратегии;

- ожидаемые результаты реализации стратегии;

- оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

- информацию о государственных программах области, утверждаемых в целях реализации стратегии;

- иные положения, определяемые законами Кировской области.
        Стратегия социально-экономического развития области является основой для разработки государственных программ области, схемы территориального планирования области и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области.(4)
         При разработке Стратегии были оценены три варианта развития области:

 1) Инерционный сценарий - отражает развитие экономики региона в условиях сохранения инфраструктурных ограничений при относительном ухудшении конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей, что проявляется в торможении инвестиционной активности, снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса.

2) Индустриальный сценарий развития предполагает успешную реализацию действующих или уже начатых энергетических и инфраструктурных проектов, рациональное использование земельно-водных, энергетических и других ресурсов, а также восстановление существующих и ввод в действие новых производственных мощностей в промышленности и сельском хозяйстве.

3) Инновационный сценарий характеризуется усилением

инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, что позволяет также улучшить социальные параметры развития. Этот сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и экономике знаний, и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. (4)

Прогноз социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный период разрабатывается на вариативной основе каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и данных, представляемых органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области, и утверждается Правительством Кировской области. Прогноз содержит:

1) оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Кировской области;

2) определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;

3) оценку факторов и ограничений экономического роста Кировской области на долгосрочный период;

4) направления социально-экономического развития Кировской области и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития области на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития;

5) основные параметры государственных программ области;

6) основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами области;

7) прогноз баланса трудовых ресурсов Кировской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности.

Результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования области отражаются в ежегодном отчете Губернатора Кировской области о результатах деятельности Правительства Кировской области и сводном годовом докладе о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственных программ области.

Все документы, в которых отражаются результаты мониторинга подлежат размещению на официальных сайтах органов, ответственных за разработку документов стратегического планирования, и общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети "Интернет", за исключением сведений, отнесенных к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.                            

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: