Таблица:
Признаки для сравнения | Органы государственной власти | Органы местного самоуправления | Органы территориального общественного управления |
Понятие, виды | Основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества. В зависимости от способа создания: Первичные и Вторичные По характеру образования: избираемые органы (парламент, местные советы); органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом); В зависимости от способа принятия решений Коллегиальные Единоличные | Избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления делятся на выборные и создаваемые в другом (невыборном) порядке. Коллегиальные органы Единоличные органы Обязательные Факультативные Общей компетенции Специальной компетенции | Самоорганизация населения по месту его непосредственного проживания – определенной части территории сельского или городского поселения внутригородского района и др. – которая осуществляется для самостоятельной реализации населением инициатив в области местного самоуправления. Виды: Общее собрание граждан конференции советы, комитеты или иные органы общественного самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования; уполномоченные выборные лица ТОС. |
Возможность и необходимость использования принципа разделения властей | Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ, которая предусматривает разделение государственной власти на: законодательную, исполнительную судебную. | Местное самоуправление является органической частью системы разделения властей по вертикали, предполагающей установление децентрализованной системы управления и основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. | См. слева |
Порядок формирования | Три организационно-правовых способа формирования органов государственного управления: образование (правительство, министерства, ведомства, отделы и управления); избрание (администрация административно-территориальных образований); назначение (объединения, администрация предприятий и учреждений). | Формирование представительного органа традиционным способом путем избрания всеми жителями может осуществляться в муниципальном образовании любого типа. Но для муниципальных районов допустим теперь и иной способ - путем делегирования представителей поселений, входящих в состав муниципального района (глав и депутатов представительных opгaнов указанных поселений). | Для создания ТОС необходимо образовать инициативную группу из числа граждан, проживающих на соответствующей территории достигших 16-летнего возраста, и обладающих избирательным правом в количестве не менее 20 человек. Инициативная группа избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря инициативной группы. |
Сфера деятельности | Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства | Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан). Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов). Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития). Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории). Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах. | В деятельности ТОС можно выделить 5 основных направлений, которые всегда будут присутствовать в жизни дома – хозяйственная сфера, финансово-экономическая сфера, социально-культурная сфера, информационная сфера и организационная сфера. |
Порядок определения компетенции | Базовые источники компетенции - это положения Конституции Российской Федерации и федеральное законодательство. Детализация предметной компетенции отражается в подзаконных актах (уставы, положения, регламенты). Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов государственной власти определяется на основе сочетания трех принципов (статьи 71-72 Конституции Российской Федерации): Исключительной компетенции федерации - определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации; Совместной компетенции - установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий; Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации. | Сфере компетенции местного самоуправления посвящена ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления, согласно которой основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Пункт 2 ст. 4 Хартии предусматривает полную свободу действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом, для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа. обственная компетенция устанавливается законами (Конституцией, федеральными законами и законами субъектов РФ), а также подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного уровня. Делегированная компетенция является государственной компетенцией (компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ), переданной местному самоуправлению (муниципальному образованию) федеральным законом или законом субъекта РФ соответственно | Компетенция органа территориального общественного самоуправления определяется общим собранием (сходом) граждан, конференцией граждан, избравших орган территориального общественного самоуправления, а также добровольно принимаемыми обя зательствами и полномочиями, переданными органами местного самоуправления. |
|
|
|
|
|
|
Вариант 6
Тест:
1 Определите правовой статус Конгресса муниципальных образований РФ. Это:
а) координационный орган;
б) некоммерческая организация;
в) структура в системе обеспечения деятельности Президента РФ по вопросам местного самоуправления;
г) государственная организация, контролирующая деятельность муниципальных образований.
2 Какая из приведенных муниципально-правовых норм относится к числу императивных:
а) по вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты;
б) органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями;
в) сход граждан может созываться главой муниципального образования;
г) среди перечисленных вариантов нет императивных норм.
3 Муниципальным образованием называется городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, в котором имеется:
а) муниципальная собственность
Б) администрация
в) местный бюджет
г) суд
Д) выборные органы.
4 Представительной властью в местном самоуправлении РФ являются:
а) Советы народных депутатов
б) Земские собрания
|
|
В) городские Думы
г) муниципальные комитеты.
Таблица:
Вид финансовой помощи | Статьи | Краткий комментарий содержания |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности. | 137-138, 138.4. БК РФ. 63.1 ФЗ №131. | Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения, сельские поселения, внутригородские районы субъекта Российской Федерации. |
Субсидии. | 139-139.1 БК РФ. 63.1 ФЗ №131. 142.3 БК РФ. | Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам МО в целях софинансирования расходных обязательств и иные межбюджетные трансферты. |
Субвенции. | 140 БК РФ. 63 ФЗ №131. | Межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке |
Муниципальные заимствования | 64 ФЗ №131. 103 БК РФ. | Под муниципальными заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещениям бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика. |
Вариант 7
Тест:
1 Можно ли преобразовать органы местного самоуправления в государственные?
а) да, можно
б)можно, только по истечении полномочий местного самоуправления