Однако живописные образы не исчерпывают всего разнообразия музыки Денисова. У него есть вокальные циклы на стихи Пушкина («Твой образ милый») и Блока («На снежном костре»). А также инструментальные концерты: Фортепианный, Виолончельный, Скрипичный, Альтовый, две симфонии и др. В 80-90е гг Денисов написал ряд вариаций для разных исполнительских составов. Композитор также написал ораторию «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», Реквием. Не обошел вниманием Денисов и музыкально-театральные жанры – балет («Исповедь»), оперы («Четыре девушки», «Пена дней»).
IV. Альфред Гарриевич Шнитке (1934 – 1998гг)
Родился в городе Энгельсе Саратовской области. Первые уроки музыки получил в Вене, где его отец работал переводчиком. Затем он поступил в Московское музыкальное училище на хоровое отделение. После училища он поступает в консерваторию на отделение композиции. После окончания консерватории до 1972 года работал в ней, преподавая композицию.
Его музыка – это сложный, трагический мир. Она отражает наше время – дисгармоничное, противоречивое. «Сама по себе жизнь, все, что нас окружает, настолько просто… что мы будем более честны, если попытаемся все это отразить. Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет», - так определил композитор свою творческую миссию.
|
|
Основными жанрами в творчестве Шнитке являются симфонические и камерные инструментальные произведения: симфонии, концерты для различных инструментов, пьесы для оркестра, кончерто-гроссо, фортепианный квинтет, квартеты, струнные трио, Гимны для ансамбля и др.
Есть у него сценические произведения: балеты («Лабиринты», «Эскизы», «Пер Гюнт»), хоровая и камерная вокальная музыка, музыка для театра и кино.
Еще в студенческие годы он увлекся ДОДЕКАФОНИЕЙ – новой композиторской техникой. В своих произведениях он ставил перед собой не только чисто технические задачи, но и «нравственно-моральные проблемы». Так дипломной работой стала оратория «Нагасаки» о страшных событиях 1945 года. С этими же событиями связан сюжет оперы «Счастливчик».
Вступление в пору творческой зрелости ознаменовалось созданием Второго скрипичного концерта (1966г). Сочиняя его Шнитке имел ввиду Евангелие, с его вечной темой страдания, смерти и воскресения. Солирующая скрипка и струнные инструменты символизируют Иисуса Христа и его учеников, а контрабас, духовые, ударные и фортепиано – Иуду и враждебную к христианам толпу.
В последующих произведениях содержание музыки становится все сложнее и трагичнее. Современный мир воплощается как хаос, в котором смешалось все – добро и зло, жизнь и смерть, возвышенное и вульгарное, вера и цинизм. Для музыкального стиля характерными становятся ПОЛИСТИЛИСТИКА и КОЛЛАЖ. Примером является Первая симфония (1972г). В ней переплетаются разные стили – классический и авангардный, джаз, бытовая музыка и т.п.
|
|
Одним из выдающихся произведений Шнитке является Альтовый концерт (1985г). Как антипод Альтового концерта появился Виолончельный концерт (1986г). Он был написан после тяжелой болезни, которая внесла перелом в сознание композитора. В те же годы Шнитке создает хоровые произведения, возрождающие традиции русской духовной музыки. Под впечатлением от смерти матери он пишет Реквием. Вслед за ним появилась Вторая симфония «Невидимая месса», а позднее кантата «История доктора Фауста». В старинном жанре русского хорового концерта написано одно из выдающихся произведений Шнитке – Концерт для смешанного хора с оркестром на стихи Григора Нарекаци (средневековый армянский поэт и монах).
Слушание: Концерт для смешанного хора с оркестром.
К традициям русской хоровой культуры восходит еще одно хоровое произведение – «Стихи покаянные» для хора а капелла в 12 частях на тексты не известного автора 16 века. Оно написано в 1988 году и посвящено 1000-летию Крещения Руси.
В 80-90е годы к композитору приходит всемирное признание. Он удостоен почетных званий члена-корреспондента Академии искусств в Германии и Швеции. В 1989 году в Нижнем Новгороде проходил фестиваль имени Шнитке.
Он оставил потомкам великую музыку, эпиграфом к которой можно поставить слова Нарекацци:
«И книга это - вместо моего тела
И слово это - вместо души моей!»