Анализ опыта применения акциза в странах ЕАЭС

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ АКЦИЗА НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС.. 6

1.1. Анализ опыта применения акциза в странах ЕАЭС.. 6

1.2. Гармонизация акцизов в РФ в 2019 году. 14

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАВОК АКЦИЗОВ НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС В ПРЕДДВЕРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТАБАЧНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ.. 18

2.1. Анализ урегулирования акцизов на сигареты в странах ЕАЭС.. 18

2.2. Евразийское табачное урегулирование. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы заключается в современном правовом регулировании взимания акциза на табачную продукцию при ввозе в Россию.

По оценкам российских участников рынка, уровень нелегальной торговли составляет 2%, но в приграничных областях РФ это значение достигает 30%.

Россия остро нуждалась в выравнивании табачных налогов в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), чтобы устранить одну из главных причин распространения нелегальных сигарет в РФ — разницу в ценах с соседними странами. В Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) разработали проект соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов ЕАЭС.

Для всех стран разработан диапазон отклонений фактических ставок от индикативной. Для Беларуси, Казахстана и Российской Федерации размер отклонения должны быть не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую. Для Армении, Кыргызстана и Беларуси в отношении сигарет первой ценовой группы (дешевый ассортимент) — не более чем на 30% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую сторону.

Теоретической основой исследования стали труды таких ученых, как Н.Г. Бекяшева, В.Е. Моисеев, А.Е. Давыдова, Н. А. Косаренкова, Е.М. Кочергин, Е.Н. Назаренкова.

    Цель работы – изучить ставки акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС.

    Задачи работы:

¾ изучить опыт применения акциза в странах ЕАЭС;

¾ гармонизировать акцизы в РФ в 2019 году;

¾ анализ уравнивания акцизов на сигареты в странах ЕАЭС;

¾ сравнительный анализ ставок акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС в преддверии Евразийского табачного урегулирования.

Предмет работы – сравнительный анализ размеров акцизов в государствах-членах ЕАЭС

Объект работы – ставки акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС.

Методология. Поставленные задачи решаются общими и специальными методами исследования. Широко используются логические методы, структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование, сравнительный анализ.

Научная новизна определяется:

1. Отсутствием комплексных системных работ, рассматривающих теорию и практику таможенного контроля ставок акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС.

2. При наличии большого количества научных работ, связанных с таможенным делом РФ, которые исследуют различные аспекты данного вопроса, можно говорить о становлении и разработке теории системы контроля ставок акцизов на табачные изделия в государствах-членах ЕАЭС.

 


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ АКЦИЗА
НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС

 



Анализ опыта применения акциза в странах ЕАЭС

 

Согласно п.1 ст. 34 НК РФ (ч.1), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле, Налоговым Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенные платежи в современных условиях имеют ряд особенностей. Связь национальных экономик между собой в части договорных отношений в рамках международной торговли сокращает эффективность таможенно-тарифных мер государства, например, по установлению таможенных ставок. В условиях интеграции членство стран в различных союзах, предполагающих создание зон свободной торговли существенно ограничивает экономический суверенитет.

Таким образом, в современных условиях таможенные платежи необходимы для усиления экономической роли страны во внешнеэкономической деятельности.

В частности, таможенные пошлины являются одним из важнейших регуляторов внешнеэкономической деятельности, используя которые государство может, как способствовать экспорту или импорту соответствующих товаров, так и ограничивать их, создавать различные конкурентные условия для производителей. Экономическую сущность таможенных платежей определяют функции, которые они выполняют.

В государствах-участниках Евразийского экономического союза действуют ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории государства, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию государства и (или) реализуемых на территории государства.

С точки зрения таможенного дела под акцизом при ввозе понимается косвенный налог, который взимается при перемещении определенных категорий товара через таможенную границу в направлении импорта, то есть ввоза, на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Многолетняя практика применения акциза странами мирового сообщества обусловлена большой эффективностью главным образом в выполнении основных функций налога, таких как фискальная и регулирующая.

Исторически сложившаяся тенденция преобладания фискальной функции налога, как в экономической, так и во внешнеэкономической сфере государственной деятельности оправдывает применение акциза в современном налогообложении. Средства оплаты акциза с импортера поступают в федеральный бюджет, которые в дальнейшем направляются на нужды общества.

Налогам свойственна также регулирующая функция, и, конечно же, акциз не исключение. Как правило, акциз устанавливается на товары, пользующиеся наибольшим спросом, то есть акциз можно считать регулятором спроса и предложения на ту или иную продукцию. Несмотря на высокий уровень акциза на некоторые категории товаров (табачная продукция, алкогольные напитки, автомобильный бензин, авиационный керосин и т. д.), спрос населения на них никогда не бывает низким.

Также, в подтверждение регулирующей функции акциза примером может служить автомобильный бензин, на который установлен акциз при ввозе на территорию государства. Так как в Российской Федерации преобладает сырьевая экономика, на большую долю экспорта приходится, в том числе нефть сырая, то есть необработанный продукт. Применяя акциз на данную категорию товара при ввозе, государство тем самым стимулирует развитие отечественного производства конечной продукции.

Определение налоговой базы при расчете акциза может осуществляться на основе объема, количества, иных показателей ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены специфические ставки акцизов, либо на основе стоимости ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, либо на основе объема ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении специфической налоговой ставки и расчетной стоимости ввозимых подакцизных товаров, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акцизов при применении адвалорной налоговой ставки в отношении товаров, для которых установлены комбинированные ставки акциза, состоящие из специфической и адвалорной ставок.

Рассмотрим мировой опыт применения акцизов на примере стран-участниц Евразийского экономического союза.

Налоговое законодательство Республики Беларусь предполагает невысокие ставки акциза в виде установленной суммы в белорусских рублях на физическую единицу товара, то есть твердые (специфические) ставки.

Приложение 1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь предусматривает дифференциацию ставок акцизов (белорусских рублей за единицу налогообложения) в зависимости от даты взимания налога. Например, акциз на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января по 30 июня составляет 312,50, а с 1 июля по 31 декабря - 327,50 белорусских рублей.

Основные категории товаров, облагаемых акцизом, схожи с категориями подакцизных товаров, установленных законодательством Российской Федерации.

От обложения акцизами освобождаются:

¾ экспортируемые подакцизные товары;

¾ реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства;

¾ спирт, отпущенный для производства лекарственных средств.

Законодательство Республики Казахстан устанавливает акциз на все виды спирта, алкогольную продукцию, пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процентов, табачные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), сырую нефть, газовый конденсат.

Взимание акциза осуществляется с помощью применения специфических ставок в виде установленной суммы в национальной валюте Республики Казахстан (тенге) за единицу измерения товара.

На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.

В зависимости от целей реализации спирта и виноматериала может применяться ставка ниже установленной базовой, если они будут использоваться не для производства алкогольной продукции.

Закон Республики Армении об акцизном налоге в качестве налогооблагаемой базы устанавливает количество (объем) товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, выраженное в установленных настоящим Законом натуральных единицах измерения, в отношении которых сумма акцизного налога исчисляется по ставкам и в порядке, установленным законом.

Подакцизные товары, представленные Законом Республики Армения включают в себя следующие категории:

¾ алкогольные напитки (пиво, виноградные и прочие вина, вермут);

¾ спиртные напитки (водка, ликеры);

¾ этиловый спирт;

¾ табак;

¾ нефть и нефтепродукты;

¾ нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды;

¾ дизельное топливо.

К перечню подакцизных товаров законодательством Кыргызской Республики относят следующие товары:

¾ спирт этиловый;

¾ пиво солодовое, вина виноградные натуральные, включая крепленые; сусло виноградное; ликёры;

¾ сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы (тонкие сигары) и сигареты из табака или его заменителей;

¾ прочие изделия, содержащие табак;

¾ нефть сырая и нефтепродукты сырые.

Освобождаются от уплаты акциза следующие импортируемые товары:

¾ товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, являющимися транспортами средствами международной перевозки грузов, багажа и пассажиров, во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки;

¾ товары, освобождаемые от уплаты акциза в рамках таможенных процедур, установленных таможенным законодательством Кыргызской Республики;

¾ конфискованные, бесхозные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству.

Самый высокий акцизный налог, составляющий 5000 сомов за тонну, установлен на бензин, легкие и средние дистилляты и прочие бензины.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что в рамках Евразийского экономического союза странами-участницами установлены схожие категории товаров, облагаемых акцизом. Сведение категорий подакцизных товаров к единому перечню осуществлено в рамках унификации и гармонизации налогообложения государств-членов Евразийского экономического союза. В рамках существования единого экономического пространства необходимо создать равные конкурентные условия для участников экономической деятельности государств-членов ЕАЭС.

Однако стоит отметить, что некоторые категории товаров, которые облагаются акцизом в Российской Федерации, так и не вошли в перечни подакцизных товаров стран-участниц ЕАЭС. К таким товарам относятся легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.). Схожие подакцизные товары содержит в себе только налоговое законодательство Республики Казахстан, а именно автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства.

Отсутствие вышеупомянутых товаров в перечнях товаров, облагаемых акцизом, установленных национальным законодательством государств-членов ЕАЭС связано с тем, что автомобильная промышленность в данных странах отсутствует.

Однако уровень ставок на подакцизные товары разнится. В планах государств-членов ЕАЭС рассматривается сведение ставок акциза на табачные изделия ввозимой и производимой продукции к единому уровню. Достижение этой цели датируется 2020 годом.

Таблица 1

Динамика ставок акцизного налога в государствах-членах ЕАЭС [8]

Страна/год 2015 2016 2017 2018
Россия (сигареты, папиросы) 800 руб. за 1000 штук + 8,5 %, но не менее 1040 руб. за 1000 шт. 960 руб. за 1000 шт. + 9%, но не менее 1 250 руб. за 1000 шт. 1250 руб. за 1000 шт. + 8,5 %, но не менее 1040 руб. за 1000 шт. 1420руб. за 1000 шт. + 9,5 %, но не менее 1600 руб. за 1000 шт.
Беларусь (табак трубочный, курительный) 339000 бел. руб. за 1 кг 386300 бел. руб. за 1 кг 482700 бел. руб. за 1 кг 386300 бел. руб. за 1 кг
Казахстан (сигареты с фильтром) 3000 тенге за 1000 шт. 3900 тенге за 1000 шт. 5000 тенге за 1000 шт. 6200 тенге за 1000 шт.
Армения (сигареты, содержащие табак, с фильтром) 5000 драм за 1000 шт. 5000 драм за 1000 шт. 5000 драм за 1000 шт. 5000 драм за 1000 шт.
Кыргызстан (сигареты с фильтром) 280 сомов за 1000 шт. + 8%, но не менее 360 сомов за 1000 шт. 350 сомов за 1000 шт. + 8%, но не менее 450 сомов за 1000 шт. 580 сомов за 1000 шт. 1000 сомов за 1000 шт.

 

Анализируя ставки акциза за последние 4 года, можно отметить тенденцию их возрастания. Например, ставка акцизного налога на сигареты, папиросы в 2015 г. составляла 800 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт., в 2016 г. - 960 руб. за 1 000 шт. + 9 %, но не менее 1 250 руб. за 1 000 шт., в 2017 г. - 1 250 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт., в 2018 г. ставка составляет 1 420 руб. за 1 000 шт. + 9,5 %, но не менее 1 600 руб. за 1 000 шт. [10]

В данном случае рост ставок акциза можно связать с высоким потребительским спросом на данный товар, что позволяет государству повысить поступления средств в федеральный бюджет.

Также можно отметить ежегодное изменение ставки акцизного налога на автомобильный бензин. Например, в 2015 году ставка акциза составляла 11 110 рублей за 1 тонну, в 2016 году - 7 300 рубля за 1 тонну, в 2017 году - 10 500 рублей за 1 тонну, в 2018 году ставка составляет 12 300 рубля за 1 тонну [12, c. 16].

Ежегодное изменение ставок акциза на автомобильный бензин связано с нестабильностью мировой цены на нефть.

Таким образом, за время существования Евразийского экономического союза все государства-члены Союза пришли к формированию единого перечня табачных изделий, облагаемых акцизом, а в дальнейшем планируется установление единого уровня ставок акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: