Методы контроля качества строительной продукции

Технический контроль качества

Технический контроль качества является одной из важнейших функций управления качеством как в России, так и за рубежом. Постоянное углубление научных основ организации контроля качества является одним из главных факторов повышения технического уровня и качества продукции.

Организация контроля качества – это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативных документов.

Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит ее качество, установленным требованиям. На стадии разработки технический контроль заключается в проверке соответствия опытного образца техническому заданию, технической документации, правилам оформления, изложенным в ЕСКД; на стадии изготовления он охватывает такие характеристики, как качество, комплектность, упаковка, маркировка, количество предъявляемой продукции, ход (состояние) производственных процессов; на стадии эксплуатации состоит в проверке соблюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации.

Технический контроль включает три основных этапа:

1. Получение первичной информации о фактическом состоянии объекта контроля, контролируемых признаках и показателях его свойств.

2. Получение вторичной информации об отклонениях от заданных параметров путем сопоставления первичной информации с запланированными критериями, нормами и требованиями.

3. Подготовка информации для выработки соответствующих управляющих воздействий на объект, подвергавшийся контролю.

Контролируемый признак - это количественная или качественная характеристика свойств объекта, подвергаемого контролю. Объектами технического контроля могут быть изделия или процессы, влияющие на качество.

Система технического контроля (объекты контроля, контрольные операции, их последовательность, техническое оснащение, режимы, методы, средства механизации и автоматизации) является неотъемлемой частью производственного процесса, разрабатывается одновременно с проектированием технологии изготовления технических устройств службой главного технолога предприятия либо соответствующими проектно-технологическими организациями при участии ОТК.

Средства контроля – это изделия (приборы, приспособления, инструменты, испытательные стенды) и материалы, используемые при контроле, например, реактивы.

Метод контроля – это совокупность правил применения определенных принципов для осуществления контроля. В метод контроля входят основные физические, химические, биологические и другие явления, а также зависимости (законы, принципы), применяемые при снятии первичной информации относительно объекта контроля.

Существующие методы контроля можно разделить, прежде всего, на две большие группы: контроль качества с разрушением и без разрушения материала (заготовки, детали).

Контроль качества с разрушением, который проводится методами химического, спектрального, рентгеноструктурного и металлографического анализа, позволяет обнаружить отклонения от заданных параметров состава и структуры металла, но требует, как правило, взятия проб, изготовления образцов. Это трудоемкие и дорогостоящие операции.

Методы неразрушающего контроля необходимо применять с учетом их возможности, чувствительности, производительности, эффективности. В понятие контроля без разрушения контролируемого объекта входят: внешний осмотр невооруженным глазом или с помощью оптических приборов; испытание агрегатов и машин на стендах, в приспособлениях для определения степени соответствия фактических рабочих характеристик проектным, выявление причин, породивших отклонения; контроль качества поверхности визуально, а также с помощью измерительных средств и приборов; контроль формы и геометрических параметров деталей, узлов, агрегатов.

Контроль качества на предприятии осуществляют изготовители продукции и производственные мастера, работники отдела технического контроля (ОТК), рабочие, переведенные на самоконтроль, представители заказчика на предприятии (если это оговорено в контракте на поставку).

Главные задачи ОТК – предотвращение выпуска (поставки) предприятиям (объединениям) продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договорам; повышение ответственности всех работников и служб предприятия за качество выпускаемой продукции.

Как правило, ОТК реализует следующие функции:

· подбор и расстановку кадров;

· обучение и повышение их квалификации;

· анализ эффективности всех видов технического контроля;

· внедрение прогрессивных методов контроля и оценки качества изделий;

· входной контроль;

· анализ и обобщение статистических данных об эксплуатационных свойствах выпущенной предприятием (объединением) продукции;

· контроль за реализацией и эффективностью мероприятий по устранению выявленных конструктивных, производственных недостатков изделий и предупреждений брака;

· участие в подготовке и аттестации продукции;

· разработка предложений, направленных на повышение качества изготовляемой продукции;

· участие в совершенствовании нормативно-технической документации.

Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которой целесообразно объединить не только подразделения, осуществляющие контроль, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирования качества.

 

Испытания материалов и изделий выполняют в лабораториях и отделах технического контроля (ОТК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: