В настоящее время ООО «Диадор» осуществляет продажу продовольственных и непродовольственных товаров с ассортиментом в количестве 1200 наименований; учитываются запросы потребителей, сезонность спроса, происходит постоянное обновление ассортимента. Выявить ассортимент, дающий наибольший вклад в объем продаж, позволяет «АВС-анализ».
Сущность «ABC-анализа» строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного, как «правило20 на 80». Считается, что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объема продаж; 20 % покупателей приносят 80 % оборота. Благодаря своей универсальности и эффективности данный метод анализа получил большое развитие. По сути АВС-анализ – это составление рейтинговых списков по разным параметрам. В рамках общего рейтингового списка мы получаем три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и доле. Проведем АВС-анализ торгового ассортимента ООО «Диадор» за 2017 г. (табл.1.6).
|
|
Таблица 1.6 АВС-анализ ассортимента ООО фирма «Диадор» за 2017 год
Наименование группы | Товарооборот за 2014 г, тыс. руб. | Доля продаж, % | Доля продаж с накопительным итогом, % | Наименование группы |
Хлебобулочные изделия | 6363 | 27,78 | 27,78 | А |
Колбасная продукция | 4416 | 19,28 | 47,06 | А |
Кондитерские изделия | 2726 | 11,90 | 58,96 | В |
Бакалейные товары | 1976 | 8,63 | 67,59 | В |
Молочная продукция | 1807 | 7,90 | 75,49 | В |
Фрукты и овощи | 1725 | 7,53 | 83,02 | С |
Консервация | 1407 | 6,14 | 89,16 | С |
Вино– водочные изделия | 1265 | 5,52 | 94,68 | С |
Чай, кофе | 1219 | 5,32 | 100 | С |
Итого | 22895 | 100 | - | - |
Данные табл.1.6 говорят о том, что при проведенном АВС-анализе торгового ассортимента ООО «Диадор» получилось 2 группы товаров А, 3 группы товаров В и 4 групп товаров С. К товарам группы А относятся: вино-водочные изделия и кондитерские изделия – это те товары, которые дают наибольший удельный весв товарообороте предприятия. Данные группы товаров необходимо постоянно контролировать, вести ежедневный учет и своевременно планировать.
К товарам группы В относятся следующие группы товаров: молочная продукция, фрукты и овощи, колбасные изделия. Данные группы товаров требуют обычного контроля и налаженного учета.
К товарам группы С относят следующие группы товаров: хлебобулочные изделия, чай, кофе, бакалейные товары, консервация. Это малоценные объекты, требующие упрощенные методы планирования, учета и контроля.
Далее в табл. 1.7 проанализируем ассортимент товаров по средствам АВС анализа за 2018 год.
Таблица 1.7 АВС-анализ ассортимента ООО «Диадор» за 2017 год
Наименование группы | Товарооборот за 2017 г, тыс. руб. | Доля продаж, % | Доля продаж с накопительным итогом, % | Наименование группы |
Хлебобулочные изделия | 8645 | 28,22 | 28,22 | А |
Колбасная продукция | 3985 | 13,01 | 41,23 | А |
Кондитерские изделия | 3489 | 11,39 | 52,62 | В |
Бакалейные товары | 2753 | 8,99 | 61,61 | В |
Молочная продукция | 2748 | 8,97 | 70,58 | В |
Фрукты и овощи | 2692 | 8,79 | 79,37 | В |
Консервация | 2415 | 7,88 | 87,25 | С |
Вино– водочные изделия | 2254 | 7,36 | 94,61 | С |
Чай, кофе | 1654 | 5,39 | 100 | С |
Итого | 30635 | 100 | - | - |
|
|
По данным АВС-анализа за 2018 год, в двойку лидеров (товары группы А) вошли товарные группы: вино-водочные изделия и молочная продукция.
К товарам группы В: кондитерские изделия, фрукты и овощи, хлебобулочные изделия, консервация. Товары группы С включают в себя 3 товарные группы: колбасная продукция, чай, кофе, бакалейные товары. Товарная группа колбасная продукция в 2018 году переместилась в товарную группу С (в 2017 году данная товарная группа располагалась в товарной группе В). Хлебобулочные изделия и консервация переместились в 2018 году в товарную группу В – этому послужила оптимизация товарного ассортимента по этим группам, данные товарные группы стали наиболее ценными для магазина, дающие больший товарооборот, нежели товарная группа С. Товарная группа чай, кофе и бакалейные товары так и осталась на прежнем уровне в товарной группе С как в 2017 г. так и в 2018 г.
Далее проанализируем товарный ассортимент ООО «Диадор» в 2019 году (табл. 1.8).
Таблица 1.8 АВС - анализ ассортимента ООО фирма «Диадор» за 2019 год
Наименование группы | Товарооборот за 2019 г, тыс. руб. | Доля продаж, % | Доля продаж с накопительным итогом, % | Наименование группы |
Хлебобулочные изделия | 10245 | 18,28 | 18,28 | А |
Колбасная продукция | 9568 | 17,07 | 35,35 | А |
Кондитерские изделия | 8896 | 15,87 | 51,22 | В |
Бакалейные товары | 8497 | 15,16 | 66,38 | В |
Молочная продукция | 5441 | 9,71 | 76,09 | В |
Фрукты и овощи | 3658 | 6,53 | 82,62 | С |
Консервация | 3489 | 6,22 | 88,84 | С |
Вино– водочные изделия | 3154 | 5,63 | 94,47 | С |
Чай, кофе | 3101 | 5,53 | 100 | С |
Итого | 56049 | 100 | - | - |
Данные АВС-анализа торгового ассортимента за 2019 год говорят о постоянной двойке лидеров (вино-водочные изделия и молочная продукция) это товары группы А. Товары группы В также занимают 3 группы (кондитерские изделия, фрукты и овощи, колбасная продукция). Товары группы С включают в себя 4 группы, дающие наименьший удельные вес в розничном товарообороте предприятия.
На рис.1.6 представлен сводный АВС-анализ торгового ассортимента ООО «Диадор» за три года
Рис. 1.6. Сводный АВС-анализ торгового ассортимента ООО «Диадор» за 2017-2019 гг.
Наглядно видно, что товары группы А имеют наибольший удельный вес в товарообороте предприятия. Так в 2019 году удельный вес товаров группы А снизился с 47% до 35,35. За счет данного изменения товарной группы А происходят и изменения в товарной группе В. Таким образом, за счет снижения товарной группы А в 2019 году происходит увеличение товарной группы В с 28,43% до 40,74%. В товарных группах С также наблюдаются изменения. В 2018 году удельный вес товаров группы С снижается с 24,51% до 20,63% и в 2019 году увеличивается до 23,91%. Предприятию необходимо сокращать товары группы С за счет увеличения товарной группы А и В. Предприятию необходима оптимизация товарного ассортимента.
Оценка состава движения товарного ассортимента.
Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации. Товарные запасы, как категория товарного обращения, обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции:
- являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;
- характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;
- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование [9, c. 271]
|
|
Главный фактор развития розничного товарооборота – обеспеченность и рациональное использование товарных ресурсов. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов, на его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров (товарная потери, бой, лом, порча, уценка, недостача). Эта зависимость выражается формулой товарного баланса (2.1):
Зн+П=РТО+В+Зк
где, Зн, Зк- запасы на начало и конец периода,
П-поступление товара,
РТО-розничный товарооборот,
В-прочее выбытие товаров.
Влияние показателей товарного баланса на объем розничного товарооборота можно определить по формуле:
РТО=Зн+П – В–Зк
где, Зн,Зк- запасы на начало и конец периода,
П-поступление товара,
РТО-розничный товарооборот,
В-прочее выбытие товаров.
Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительно влияют завышенные(сверхнормативные) товарные запасы на начало периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров. Отрицательно – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода [11, c. 150].
Анализ товарных ресурсов в ООО «Диадор» ведут по товарному балансу, при чем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. За плановые товарные запасы на начало года берут их нормативы на 4-ый квартал прошлого года – нормативы 4-го квартала отчетного года.
Предприятию необходимо снижать выбытия товаров за счет снижения боя, лома, порчи, хищения, недостачи товаров, а также снижать запасы на конец периода путем проведения различных акций в конце и в течение года.
Оценка эффективности товарным ассортиментом организации. Оценим по методике «АВС» распределение товарного ассортимента эффективность использования торговых площадей ООО «Диадор», так как она наиболее полно раскроет недостатки и упущения в сложившемся ассортименте предприятия.
Для оценки эффективности использования торговых площадей определенными группами товаров, необходимо рассчитать показатели доли продаж и доли выкладки товарных групп.
|
|
Товарооборачиваемость является одним из важных качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания в виде товарных запасов. Скорость оборота показывает сколько раз в течение отчетного периода произошло обновление товарных запасов.
Рис.1.7. Товарооборот групп товаров на погонный метр выкладки
Следует помнить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. При ускорении товарооборачиваемости высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие товарные расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей т т.д. замедление времени обращения товаров требует дополнительных привлечений кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия [6, c. 404-405].
Сделав АВС-анализ, были выявлены группы, занимающие наибольший удельный вес в структуре товарооборота и наименьший удельный вес. Была выбрана категория чай, так как данная группа является одной из критических, на полках постоянно царит хаос, нет никакой последовательности в выкладке товаров, и преобладают дорогие чаи. Был проведен опрос среди покупателей, в котором был выявлен спрос на чай и масса вопросов о недорогом чае. То есть спрос есть, а предложение отсутствует. Также данная товарная группа имеет низкий коэффициент эффективности использования торговой площади и самый низкий товарооборот на 1 погонный метр.