Практикум № 2 по теме: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне.
Задание 1. Перед вами отрывки приказов, воспоминаний, писем, относящихся к событиям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Запишите (в столбик!) Порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности. Рядом с каждым номером напишите пропущенные в текстах слова (имена военачальников, названия географических объектов).
Из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова.
Противник перерезал последнюю для нас сухопутную коммуникацию и блокировал ….... Линия нашей обороны остановилась здесь по западному берегу Невы. Широкая, полноводная река являлась серьезной преградой для гитлеровских войск, однако и ее надо было оборонять.
2. Из приказа народного комиссара обороны СССР № …….
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Волге и хотят любой ценой захватить ……, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами… Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
|
|
Из воспоминаний маршала А.М.Василевского.
Казалось, для организации нашего наступления мы сделали все. Однако вскоре в намеченный Ставкой план летнего наступления, предусматривавший нанесение главного удара на Юго-Западном направлении, были внесены существенные поправки. Советской военной разведке удалось своевременно вскрыть подготовку гитлеровской армии к крупному наступлению на ……и даже установить его дату. Советское командование оказалось перед дилеммой: наступать или обороняться? Тщательный анализ обстановки и предвидение развития событий позволили сделать правильный вывод: главные усилия надо сосредоточить к северу и югу от ……, обескровить здесь противника в оборонительном сражении, а затем перейти в контрнаступление и осуществить его разгром.
Из воспоминаний историка Е.В.Гутновой.
Я застыла у репродуктора. Был пасмурный морозный день, падал сухой, мелкий снег. И вдруг из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнесся над притихшей площадью. Он звучал необычно торжественно и радостно, ибо впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно. Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что, несмотря ни на что, выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях под ……разгромить непобедимого до того момента врага.
|
|
Из воспоминаний немецкого генерала Г.Дерра.
Из просторов степей война перешла на изрезанные оврагами приволжские высоты с перелесками и балками, в фабричный район ……, расположенный на неровной, изрытой, пересеченной местности, застроенной зданиями из железа, бетона, камня. Километр как мера длины был заменен метром, карта генерального штаба – планом города.
Задание 2. Перед Вами – примеры военной формы времен Великой Отечественной Войны. Определите, какие из них относятся к 1940-1942 гг., а какие – к 1943-1945. Ответ оформите в виде таблицы.
Задание 3.
Историку приходится иметь дело с источниками, имеющими дефекты. Попытайтесь «разговорить» полустертую карту, ориентируясь на конфигурацию линий фронта и направления действий сторон. Речь идет о хорошо вам известной операции Великой Отечественной войны. Выполните задания.
1. Озаглавьте карту.
2. Римским цифрами I – III на карте обозначены фронты. Запишите в тетрадь названия каждого из них.
3. Арабским цифрами 1 – 3 на карте обозначены города и населенные пункты.. Запишите в тетрадь названия городов и населенных пунктов.
4. Буквами А, Б на карте обозначена линия фронта в разные периоды сражения. Запишите в тетрадь даты, к которым относятся линия фронта А и линия фронта Б
Задание 4.
Историку приходится иметь дело с источниками, имеющими дефекты. Попытайтесь «разговорить» полустертую карту, ориентируясь на конфигурацию линий фронта и направления действий сторон. Речь идет о хорошо вам известной операции Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Выполните задания.
1. Озаглавьте карту.
2. Римским цифрами I – VI на карте обозначены фронты. Запишите в тетрадь названия каждого из них.
3. Арабским цифрами 1 – 5 на карте обозначены города и населенные пункты.. Запишите в тетрадь названия городов и населенных пунктов.
4. Буквами А, Б, В на карте обозначена линия фронта в разные периоды сражения. Запишите в тетрадь даты, к которым относятся линия фронта А и линия фронта Б
Задание 5.
В связи с какими событиями Кукрыниксы нарисовали карикатуру?
Кто такие Кукрыниксы?
«Потеряла я колечко… А в колечке 22 дивизии!»
Карикатура Кукрыниксов.
Задание 6.
Сравните особенности Сталинградской и Курской битв.