Обучение детей риторике должно осуществляться, как в совместной деятельности, так и в ходе специальных занятий, которые проводятся в непринужденной, ненавязчивой форме, без временных рамок. Воспитатель сам может вызвать активность детей, а может подключиться к уже возникшей деятельности, направляя ее изнутри, как равный партнер.
В основе методики обучения риторике лежит обучение детей различным видам рассказывания (описание предметов, рассказывание по картине, пересказ, рассказывание из опыта, творческое рассказывание). Все эти виды реализуются на основе определенной наглядности: предмет, картина, художественный текст, и т. д., поэтому необходимо данное методическое обеспечение.
Для удобства в группе должна находится картотека словесно – дидактических игр, а также представлен в большом разнообразии материал для театрализованной деятельности..
Организация и проведение занятий по риторике в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка будет эффективным при выполнении следующих условий:
|
|
- единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
-постепенность и последовательность ознакомления детей с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Практическое занятие
Дата: 23.04.20г.
По дисциплине: Риторика в ДОУ
Тема занятия: Рассказ о себе.
Цель: Закрепить знания студентов об особенностях риторической культуры воспитателя, построение рассказа о себе, использование в профессиональной жизни.
Количество часов: 2 часа
Методические рекомендации: Прочитав задание, выполните его в данном документе, отступив один пробел после сформулированного вопроса, выполнить задания.
Содержание работы
Изучаемые вопросы:
Автобиография
Свободный рассказ о себе
Выполните следующие задания:
Ответьте на вопросы:
Автобиография (от «автор» и «биография»; с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни.
Автобиографию пишут и рассказывают обычно по следующей схеме:
1. Фамилия, имя и отчество.
2. Дата и место рождения.
3. Сведения о родителях (фамилия, имя, отчество отца и матери, кем они работают, фамилии, имена и отчества сестер и братьев).
4. Образование (когда пошел в школу, в какую, переходил ли из школы в школу, какое учебное заведение или заведения окончил).
|
|
5. Общественная работа, занимаемые общественные должности или выполняемые обязанности.
6. Где сейчас живешь, в каком учебном заведении, на каком курсе учишься.
Надо помнить, что автобиография — это официальное информационное сообщение, в нем все сведения должны быть сообщены полно, точно и правильно, в соответствии со схемой.
Свободный рассказ о себе – это ваша реклама самого себя. В основе его может лежать и автобиография, по крайней мере, ее основные пункты, но кроме сообщения некоторых автобиографических данных ваш свободный рассказ о себе преследует цель сформировать у собеседников благоприятное представление о вас.
Примерная модель свободного рассказа о себе:
1. Меня зовут Скуби Ду
2. Где родились, откуда приехали, где сейчас живете, учитесь.
3. По характеру я человек...
3. Я люблю...
4. Больше всего я не люблю (что, кого, что делать...).
5. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются...
6. К своим слабостям я бы отнес следующее...
7. Мои друзья считают меня...
8. Со мной иногда случаются интересные (забавные, странные... случаи).
9. Мое любимое занятие...
10. В будущем я бы хотел...
11. Я надеюсь на то, что...
Выступать со свободным рассказом о себе надо доброжелательно, искренне, скромно, не слишком серьезно, с мягкой иронией в отношении собственных недостатков, не очень эмоционально. Говорить надо коротко, не более 1 — 2 мин — больше будет нескромно, лучше вы потом ответите на вопросы.
1) Какие утверждения правильные?
1. Автобиография рассказывается и пишется по стандартной схеме.
2. Автобиография рассказывается в свободной форме.
3. Свободный рассказ о себе – это устная автобиография.
4. Свободный рассказ человека о себе имеет целью создать о себе благоприятное впечатление.
5. В свободном рассказе о себе надо приводить точные цифры.
6. Свободный рассказ о себе должен быть скромным и малоэмоциональным.
7. Юмор – необходимый компонент свободного рассказа человека о себе.
8. Самоирония – необходимый компонент рассказа человека о себе.
9. Длительность свободного рассказа о себе определяется тем, сколько времени вам выделили.
10. Свободный рассказ о себе в любом случае не должен превышать двух минут.