В 1960-1980-е гг. наблюдался впечатляющий количественный рост системы образования и приспособление её программ к требованиям жизни. Наряду с урбанизацией это также было отражением углубления и расширения модернизации страны. К радости многих руководство СССР постепенно отказалось от наиболее непопулярных положений хрущёвской образовательной реформы 1958 г. После того, как в начале 1960-х гг. был завершён переход к всеобщему восьмилетнему образованию, на XXIII съезде КПСС (1966 г.) была поставлена задача взять следующий рубеж – всеобщее среднее 10-летнее образование. За четыре пятилетки в Кировской области было введено в действие общеобразовательных школ почти на 145 тысяч мест. При этом происходило заметное сокращение числа вечерних, начальных и неполных средних школ и рост числа полных средних школ с 10-летним сроком обучения. За 1970 – 1984 гг. их количество выросло с 298 до 379, а доля от общего числа школ удвоилась и составила в 1984 г. 36.4%.
Среднее образование
1960/61 | 1970/71 | 1980/81 | 1990/91 | |
Общеобразовательных школ Учащихся (тыс. чел.) | 2254 320.4 | 1843 355.2 | 1158 230.9 | 1058 232.4 |
В том числе дневных школ Учащихся (тыс. чел.) | 2110 301.3 | 1733 324.3 | 1071 192.3 | 1038 228.4 |
Вечерних школ Учащихся (тыс. чел.) | 144 19.1 | 110 30.9 | 87 38.6 | 20 4.0 |
Учителей дневных школ (тыс. чел.) | 16.3 | 18.0 | 13.3 | 17.2 |
|
|
Появилась возможность получить аттестат о среднем образовании, поступив после восьмого класса в профессионально-технические училища. Их с 1969 г. стали превращать в средние – СПТУ. В 1984 г. в 46 таких училищах обучалось 24 тысячи учащихся по 170 специальностям. За 1976 – 1984 гг. их закончило 128 тысяч человек. В 1981 г. 99.4% учеников, окончив 8 классов, продолжали учиться в заведениях, дающих среднее образование. Таким образом, переход к среднему всеобучу в области практически состоялся. Динамично развивалась подготовка специалистов в трёх институтах и в тридцати средних специальных учебных заведениях. По сравнению с началом 1960-х гг. к началу 1980-х гг. число студентов в вузах почти утроилось, а в средних специальных заведениях выросло в 1.8 раза.