Берендеи впервые упоминаются в 1097 году, когда вместе с торками и печенегами заключили союз с Требовальским князем Василько (правителем самого западного русского княжества). Племена берендеев, подобно печенегам, выделились из огузов, и поселились на территории юго-запада Руси, участвовав в междоусобных войнах Ярославичей, сохраняя при этом независимость, пока не соединились, вместе с остатками троков и печенегов, в союз каракалпаков – уже верных вассалов русских князей. Но, тем не менее, берендеи упоминались отдельно и в середине XII века, например – на стороне Юрия Долгорукого в его войне с Изяславом Мстиславичем. Пропадают из летописей к XIII веку, ибо, во времена татаро-монгольского нашествия, мигрировали в Венгрию и смешались с местным населением (как и, в своё время, печенеги)
Каракалпаки, или же Чёрные клобуки были неким буфером между кочевым миром и Древней Русью. Упоминание о них неоднократно появляется в летописях о междоусобных войнах русских князей XII-XIII века, а так же в связи с походами на половцев.
По мнению ряда историков, каракалпаки, заселившие зоны по течению Днепра, Стугны и Роси были прямыми предшественниками позднейших казаков.
Глава 5. Половцы
В истории Древней Руси, наверное, нет более страшного врага русских князей, чем половцы. Архетип кочевника сложился и закрепился в русском фольклоре именно во времена противостояния с половцами.
Половцы, или же, как называли они себя сами, кыпчаки, или же, как называли их византийцы, куманы – тюркоязычные племена, которые выдавили из Зауралья всевозможных огузов, после чего откочевали к северному Причерноморью, заняв и эти места. Прежде чем перейти к описанию влияния кыпчаков на Древнюю Русь, надо сказать, что когда печенеги и их далёкие родственники – турки-сельджуки (бывшие, некогда, таким же тюркоязычным народом, но эти попали в Малую Азию через Среднюю Азию, из-за чего испытали большое влияние мусульманской культуры на свою) буквально зажали в тиски Константинопль, византийский император Алексей I Комнин был вынужден просить помощи у западных христиан.
И, как мы знаем по истории Крестовых походов, война Запада против Востока таки состоялась, однако позже, чем это требовалось Алексею Комнину, и если бы в северном Причерноморье не появились новые кочевники, куманы, то еще за 5 лет до Первого Крестового похода, 1091 году, столица Восточно-римской империи попала бы в руки тюрок.
Но, конечно, куда большее влияние половцы оказали на историю Древней Руси. Как упоминалось выше, во времена войны Ярославичей кочевники впервые становятся наёмниками русских князей, а не внешних врагов, как было с печенегами ханы Кури, убившими Святослава.
Первым, кто использовал “поганых” (так на Руси называли язычников) в своих интересах, был Олег Святославич, или же, как окрестила его ПВЛ, Олег Гориславич. Данный персонаж и его братья Давыд и Ярослав, были тем самым клином, который вонзился в единство Ярославичей и запустил первый виток междоусобной войны Рюриковичей, и во многом острота этого клина обуславливалась участием половцев в разорительских походах Олега Гориславича (который, помимо прочего, несколько лет прожил в Византийской империи, а потом был внезапно отпущен ими).
В дальнейшем, половцы были активными участниками войны между Изяславом Мстиславичем Киевским и Юрием Долгоруким. Но даже во времена разлада удельных князей, половцы сохраняли свою роль внешнего врага русского народа, из-за чего предпринимались постоянные походы князей в земли половцев с целью освобождения пленных (которых половцы уводили к себе в степи целыми обозами), возвращения награбленного, ну и, конечно, истребление кочевников.
Однако когда Древняя Русь стояла на пороге Великого Ига, половцы были союзниками русских князей. В начале XIII века, когда из-за Урала показалась Великая Орда монгольской империи Чингиз-хана, её целью были племена аланов и ясов, живших в предгорьях Кавказа. Тогда ханы, ведшие орду (Субэдэй-багатур и Джэбэ-нойон) обманули половцев, убедив их в том, что аланы и асы – “не их племени”, и что не стоит приходить на помощь этим народам. Это был весомый аргумент для половецких ханов, одним из которых был небезызвестный хан Котян, однако, сразу же после разгрома аланов и ясов, монгольские стрелы полетели в половцев, которые отступили из азовских степей и просили помощи у русских князей. Монгольские послы, прибывшие в Киев, ко двору князя Мстислава Старого, говорили те же слова, что и половцам перед нападением на аланов, однако русские князья, растроганные переходом в православие лидера их заклятых врагов, хана Котяна, решились идти к реке Калке и сразиться см новой напастью.
В судьбоносной битве, русские воины, под предводительством трёх Мстиславов – Старого из Киева, Черниговского и Удатого из Галича и Даниила Романовича из Владимира, вместе с половцами, вступили в битву с монголами, однако понесли первые потери из-за безумия отступающих половцев, понесших тяжелые потери в авангарде воинства, вследствие чего битва в целом была проиграна.
Половцы хана Котяна отступили в Венгрию, где уже традиционно были приняты местным правительством и ассимилированы местным населением.
Половцы оказали огромное влияние не только на политику Древней Руси, но так же и на её культуру – чего стоит один хан Тугоркан, преобразовавшийся в отечественном фольклоре в Тугарина Змея. Так же стоит отметить, что в процессе использования половцев в качестве ударной силы, многие русские князья выдавали своих дочерей за половецких ханов, а некоторые и вовсе женились на дочерях ханов, внося тем самым тюркский элемент в генетику Рюриковичей.
Заключение
После поражения в битве на Калке, Русь оказалась на пороге новой эры.
С V по XIII века славян и Русь в частности терзали самые разные племена восточных кочевников, от гуннов и до половцев, оставивших явный след в истории, культуре и даже генетике русских людей, из-за чего нельзя отказать кочевникам в важности для складывания русского государства и русского менталитета.
Другие кочевники, пришедшие на смену половцам, татаро-монголы, были качественно иным формированием, так же оставившим гигантский след в истории русского государства, однако это уже совсем другая история. Татаро-монголы были не просто фактором, которого боялись или который использовали в своих интересах. Это была сила, поставившая на колени всю Русь. Надолго русские князья забыли о сотрудничестве, а уж тем более о победах над кочевниками. Каждый раз, когда та или иная орда отправлялась на помощь русским князьям, это было снисхождение отца к сыну, которого обижает другой сын, вмешательство арбитра, который разрешает спор своей силой и своим оружием.
И этот, новый мир, окончательно вытеснил собой старый, в котором кочевники были не хозяевами, но соседями. Иногда опасными, иногда полезными, но соседями.
Список использованной литературы
Голубовский, П.В. Печенеги, торки и половцы. Русь и Степь до нашествия татар / П.В. Голубовский. – М.: Вече 2011.
Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. – СПб.: Кристалл, 2001.
Древнерусские княжества X–XIII вв.: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Бескровного. – М.: Наука, 1975.
Егоров, В.Л. Русь и ее южные соседи в X–XIII веках / В.Л. Егоров // Отечественная история. – 1994. – №6.
Каргалов, В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Феодальная Русь и кочевники / В.В. Каргалов. – М.: Высшая школа, 1967.
Князький, И.О. Русь и степь / И.О. Князький. – М.: Наука, 1996.
Историографический очерк / Р.М. Мавродина. – Л.: Наука, 1983.
Новосельцев, А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и
Кавказа / А.П. Новосельцев. – М.: Наука, 1990.
Пашуто, В.Т. Внешняя политика Древней Руси / В.Т. Пашуто. – М.: Наука, 1968.
Плетнева, С.А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья: IV–XIII века: учебное пособие / С.А. Плетнева. – Воронеж: ВГУ, 2003.
Плетнева, С.А. Половцы / С.А. Плетнева. – М.: Наука, 1990.
Плетнева, С.А. Хазары / С.А. Плетнева. – М.: Наука, 1986.
Россия и степной мир Евразии: Очерки / Под ред. Ю.В. Кривошеева. – СПб.: СПбГУ,
2006.
Степи Евразии в эпоху средневековья / Под ред. С.А. Плетневой. – М.: Наука, 1981.
Толочко, П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь / П.П. Толочко. – Киев: Абрис, 1999.
Гарустович, Г.Н., Иванов В.А. Огузы и печенеги в Евразийских степях / Подред. Л. Н. Скальдина. — Уфа: Гилем, 2001