Формирование культуры труда и экономической культуры

Ответ на вопрос 2:

Трудовое воспитание — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Задачи трудового воспитания учащихся:

· формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

· развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;

· воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

· вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Виды труда:

- Учебный труд. Включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости.

- Общественно полезный труд. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.).

- Производственный труд. В процессе этого труда учащиеся вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.

К. Д. Ушинский. Труд в его психическом и воспитательном значении "...труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья.

Педагогические условия эффективности детского труда: общественная значимость, реальность получаемых результатов и их востребованность, организация помощи, взаимопомощи и сотрудничества; охрана жизни и здоровья детей, посильность, творческий характер, поощрение разумной инициативы и активности при выполнении трудовых поручений, свобода выбора трудовых заданий, правильная организация.

Методика организации детского труда:

• планирование;

• инструктирование участников труда и четкое организационное начало;

• обеспечение орудиями труда;

• контроль за ходом коллективного и индивидуального труда;

• своевременная помощь, консультация, обучение трудовым действиям;

• оценка результатов коллективного и индивидуального труда.

 

Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления. Экономическое сознание включает знания об основных законах рыночной экономики, умение осмысливать явления экономической жизни, понимать экономику как целостное явление.

Экономическое воспитание направлено на приобретение воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ.

Основная цель экономического воспитания — формирование личности, способной ориентироваться в рыночных условиях и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно.

Эта цель достигается путем решения комплекса задач: формирование у воспитанников потребностей в экономических знаниях и экономической деятельности; усвоение основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развитие предприимчивости, ответственности, самостоятельности; приобретение навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирование психологической готовности к возможным трудностям.

                 

Задачи экономического воспитания:

· формирование у учащихся экономического мышления;

· воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности;

· овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости.

Экономическая культура формируется в процессе изучения практически всех учебных предметов. Но особенно большие возможности для развития экономической культуры личности заложены в таких предметах, как история, география, трудовое обучение, химия, биология.

В системе формирования экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекции, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий в учебной и внеучебной деятельности. Это могут быть деловые игры, подготовка экономического обоснования решения производственных задач, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.

 

Преподаватель________Ф.Р. Мавлеткулова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: