Комментарий к графику.
Ордината графика выражает энергетические затраты, причем подчеркнем, что речь идет о психической энергии, которая всегда тратится «по минимуму» («принцип экономии сил»), необходимому для решения типичных для такого уровня поведенческих задач; по абсциссе - время (соответственно знаки «Е» и «Т» на графике).
Для первого уровня («I») характерна деятельность условно- и безусловно-рефлекторных систем, что, естественно, объясняет приведенный выше принцип для поведения в несложных условиях, или для решения довольно сложных объективно (например, в спорте), но часто повторяющихся задач. Имидж представлен здесь в основном неосознанно, на уровне миметических и поведенческих привычек.
Для второго уровня («2») нормой является следование групповым поведенческим стереотипам и, в соответствии с принятой концепцией, роль имиджа здесь резко увеличивается.
Третий уровень («З»), уровень чистого понимания, творчества, слишком сложен, чтобы говорить о нем в двух словах.
|
|
Роль имиджа на третьем уровне невелика и чувствуется лишь в стартовых, чувственных, психологических операциях, о чем речь пойдет ниже, равно как и о ментальных аспектах имиджа.
Такая роль обозначена на графике линией с кодом «Jm». Ее пунктирность условно отражает еще одну фундаментальную особенность личности. По представлениям автора, самосознание дискретно, прерывно[17]. Переход с уровня на уровень может идти скачками; иначе говоря, «уровневая инерция» падает от 1 к 3 уровню. Дело в том, что на высших уровнях очень велики энергетические траты, и при первой иллюзии решения сложной задачи идет «сброс» на низший уровень.
Приведем некоторые характеристики собственно авторского понимания природы личности, которое достаточно не оригинально и формировалось под явным влиянием идей марксизма, экзистенциализма и интеракционизма. Такое понимание проще пояснить на следующей схеме.