График 2. Поведенческо-энергетические уровни психики

 

Комментарий к графику.

Ордината графика выражает энергетические затраты, причем подчеркнем, что речь идет о психической энергии, которая всегда тратится «по минимуму» («принцип экономии сил»), необходимому для решения типичных для такого уровня поведенческих задач; по абсциссе - время (соответственно знаки «Е» и «Т» на графике).

Для первого уровня («I») характерна деятельность условно- и безусловно-рефлекторных систем, что, естественно, объясняет приведенный выше принцип для поведения в несложных условиях, или для решения довольно сложных объективно (например, в спорте), но часто повторяющихся задач. Имидж представлен здесь в основном неосознанно, на уровне миметических и поведенческих привычек.

Для второго уровня («2») нормой является следование групповым поведенческим стереотипам и, в соответствии с принятой концепцией, роль имиджа здесь резко увеличивается.

Третий уровень («З»), уровень чистого понимания, творчества, слишком сложен, чтобы говорить о нем в двух словах.

Роль имиджа на третьем уровне невелика и чувствуется лишь в стартовых, чувственных, психологических операциях, о чем речь пойдет ниже, равно как и о ментальных аспектах имиджа.

Такая роль обозначена на графике линией с кодом «Jm». Ее пунктирность условно отражает еще одну фундаментальную особенность личности. По представлениям автора, самосознание дискретно, прерывно[17]. Переход с уровня на уровень может идти скачками; иначе говоря, «уровневая инерция» падает от 1 к 3 уровню. Дело в том, что на высших уровнях очень велики энергетические траты, и при первой иллюзии решения сложной задачи идет «сброс» на низший уровень.

Приведем некоторые характеристики собственно авторского понимания природы личности, которое достаточно не оригинально и формировалось под явным влиянием идей марксизма, экзистенциализма и интеракционизма. Такое понимание проще пояснить на следующей схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: