Новалис (1772-1802) (настоящее имя Фридрих фон Харденберг). Поиск «общей идеи», объединяющей науки. Концепция синтеза наук: естественных, гуманитарных, физико-математических. Проект «Энциклопедии...».
«Магический идеализм» Новалиса. Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген» как реализация идей Ф. Шлегеля о создании поэтом «собственной» мифологии».
Людвиг Тик (1773-1853). Жанр сказки в творчестве Тика. Тик как драматург и новеллист. Ориентация Л. Тика на народную книгу.
Важность Шекспира для Л. Тика. 1800 г. - «Письма о Шекспире». Переводы Шекспира. Шекспировский пласт в комедии Л. Тика «Кот в сапогах».
Тема № 3. Гейдельбергские романтики: Арним, Брентано, братья Гримм (2 часа).
Понимание истории у гейдельбергских романтиков. Роль немецкой средневековой художественной культуры для гейдельбергских романтиков. Деятельность журнала «Отшельник» (1808 г.).
Увлечение фольклором, немецкое «народничество». Отличие от философии иенских романтиков. Основные сборники Арнима и Брентано.
Арним (1781-1831). Автор романов «Бедность, богатство, преступление и искупление графини Долорес» (1810), «Хранители короны» (1817, вторая часть посмертно — 1854), повестей «Изабелла Египетская, первая любовь императора Карла V» (1812), «Рафаэль и его соседки» (1822, опубликована в 1824) и других, новелл. Вместе с Брентано составил антологию народных песен «Волшебный рог мальчика» в трех томах (1805-1808), оказавшую большое влияние на развитие немецкой лирики.
Брентано (1778-1842). Отход Брентано от канонов раннего немецкого романтизма. Полемика Брентано с А. Шлегелем по поводу поэтического языка. Концепция «религиозного отречения» Брентано, по В.М. Жирмунскому. Уход от художественного творчества в сторону «записей» видений.
Братья Гримм (Якоб, 1785—1863 и Вильгельм, 1786—1859) - немецкие сказочники, лингвисты, отцы-основатели германской филологии
Тема № 4. Поздний немецкий романтизм: творчество А. фон Шамиссо(1781-1838).
Биографические сведения. Трактовка темы Гёте: «Фауст» Шамиссо. Жанр фантастической повести-сказки у Шамиссо: «Чудесная история Петера Шлемиля» (1814 год). Изображение Дьявола: литературная традиция и ее трансформация в повести. Интерпретация повести Шамиссо Т. Манном.
Шамиссо-путешественник. Кругосветное путешествие, изучение «духа истории», «духа народов». «Путешествие вокруг света». Шамиссо как поэт. Русская тема в творчестве Шамиссо.