Коммерческая работа по формированию ассортимента торгового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет его ассортиментную концепцию и ассортиментную политику.
Цель ассортиментных концепций - сориентировать организацию на целевую закупку товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса потребителей.
Ассортиментная концепция - это программа по управлению ассортиментом товаров в общем, глобально, комплексно.
Она включает целевую часть (требования к оптимальной структуре ассортимента товаров в зависимости от типа организации) и программную - систему мер по ее достижению за определенный период. При этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп, а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование организацией ресурсов с тем, чтобы продавать изделия с низкими расходами. Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития торгового ассортимента данного вида товаров. Ассортиментная политика предприятия носит конкретный характер и формулирует цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортиментной политики - формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Поэтому при формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий.
|
|
Формирование ассортимента розничного торгового предприятия имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Формирование ассортимента, реализуемое розничной или оптовой торговой организацией, не должно иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во многих звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий. В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населения. От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Отсутствие в магазинах отдельных достаточных товаров, их узкий, нестабильный или не соответствующий запросам покупателей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказываются на экономической эффективности предприятия.
|
|
Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:
- предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности. В городах пешеходная доступность принята в радиусе 0,5 км, в сельской местности – 2 км;
- предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской (общерайонной) транспортной доступности. Супермаркеты, размещаясь преимущественно в жилой зоне, предназначены для снабжения населения основными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса. Специализированные же магазины обслуживания население города, например, районного значения, должны иметь широкий внутригрупповой ассортимент, удовлетворяющий спрос населения во всем многообразии товаров – представителей той товарной группы, которую реализует данный специализированный магазин.
Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками. Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.
|
|
Все перечисленные факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля розничного торгового предприятия и условий его функционирования.
Однажды сформированный ассортимент товаров в магазине не является постоянным, т.к. демографическая, экономическая, социальная обстановка на рынке постоянно меняется и требует внесения изменений а ассортимент реализуемых товаров.
Формируя ассортимент товаров, любое торговое предприятие ставит своей целью создать конкурентоспособный ассортимент, т.е. в идеальном варианте каждая товарная позиция д.б. рентабельной, что обеспечит устойчивую позицию ТП на рынке. Каждый включенный в ассортимент товар д.б. привлекательным для потребителя. Образ товара складывается из:
ОБРАЗ ТОВАРА = ТОВАР + УПАКОВКА + МАРКИРОВКА + ЦЕНА + СЕРВИС, УСЛУГИ.
Формируя конкурентоспособный ассортимент, следует особое внимание уделять его широте и глубине. Следует знать, что широкий ассортимент позволяет удовлетворить различные требования потребителей и стимулирует совершение покупок в одном месте, однако требует больших финансовых затрат. Глубокий ассортимент максимально удовлетворяет требования потребителей по конкретной группе товаров, препятствует появлению конкурентов, однако увеличивает расходы на поддержание товарных запасов и затрудняет выбор товаров.
Современная ассортиментная политика требует включения в ассортимент товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. При этом основу ассортимента (70 – 80% всех товаров) должны составлять товары, находящиеся на стадии роста. Они обеспечивают предприятию наибольший товарооборот, а значит и наибольшую прибыль.
|
|
Признается целесообразным включать в реализацию следующие 4 группы товаров:
1. основная группа – товары, приносящие основную прибыль ТП и находящиеся в стадии роста,
2. поддерживающая группа – товары, стабилизирующие выручку от продаж, находящиеся в стадии зрелости,
3. стратегическая группа - товары, призванные обеспечивать будущие прибыли,
4. тактическая группа - товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило в стадии роста и зрелости.
1,3 позиции могут занимать в ассортименте 70-85%. В ассортимент могут т.ж. включаться товары низкого спроса, если покупатели еще спрашиваю данные товары.
Различают товары «звезды», «дойные коровы», «трудные дети», «неудачники».