Но одновременно в науке государственного управления развивается и другая концепция государственной власти, основанная на принципах гуманизма и демократии. Французские и английские философы эпохи Просвещения заложили основы конституционализма и разделения властей в государственном управлении, создав «систему сдержек и противовесов». Французский философ-энциклопедист Шарль Луи Монтескье (1698–1755) провозгласил, что свободное развитие может быть обеспечено лишь в том случае, если власть в государстве будет разделена на три обособленные ветви, каждая из которых станет сдерживать и уравновешивать другие. В книге «О духе законов» (1748) Монтескье сформулировал концепцию, вошедшую в «золотой фонд» современной политической науки как теория разделения властей: предохраняет общество от деспотизма (ограничение власти короля). 1- разделение властей закрепляет конституция; 2- носители этих вдов власти – разные люди; 3- власти равны и автономны; 4- судебная власть имеет право объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. Это такое устройство государства, при котором исключается узурпация власти одной из ветвей власти.
|
|
Сегодня это признанный всем странам атрибут демократического государства.
Договорная теория происхождения государства или теория общественного договора
В Новое время широкое распространение получила договорная теория происхождения государства, или теория общественного договора, которую развивали Жан Жак Руссо (1712–1778) во Франции, Томас Гоббс (1588–1679) в Англии, А. Н. Радищев (1749–1802) в России. Согласно теории общественного договора люди решают сознательно создать государство (заключить договор), подчиниться общей воле, чтобы надежно обеспечить для всех основные права и свободы.
Концепция либерального государственного управления
В русле договорных теорий происхождения государства английский философ Джон Локк (1632–1704) развивает концепцию либерального государственного управления, где гражданское общество стоит впереди государства. Главный либеральный принцип государственного управления: не человек для общества, а общество для человека. Государственное управление должно контролироваться гражданским обществом, при этом абсолютной ценностью признается свободная личность, и эффективность государственного управления оценивается в соответствии с тем, насколько последовательно и эффективно оно выражает интересы личности.
Марксистская теория государственного управления
Марксистская теория происхождения государства в противовес либерализму, видевшему приоритеты государственного управления в развитии гражданского общества, рассматривала государство как политическую организацию экономически господствующего класса для подавления сопротивления его классовых противников.
|
|
Ленинская версия марксистского государства как республики Советов получила свое наиболее полное воплощение в бывшем СССР. Советы представляли собой выборные органы государственного управления, но при этом провозглашалась определяющая и направляющая роль КПСС. Советская система предполагала концентрацию всех трех ветвей власти в руках партии (КПСС), которая обладала правом распределения всех ключевых должностей в законодательном, исполнительном и судебном аппарате.
Основные положення классической теории правового государства
Основные положения классической теории правового государства, сформулированные немецким философом Иммануилом Кантом (1724–1804), сохранили свою силу и значение до наших дней. Согласно Канту, в правовом государстве только законно избранное правительство имеет право применить силу в качестве принуждения. Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он существует и продолжает действовать, хотя оно вправе его пересмотреть и даже отменить. Отстаивая свои права, человек желает их признания и соблюдения со стороны других людей. Вместе с тем он вменяет и себе в обязанность признавать и соблюдать права других.
В правовом государстве законы имеют равную силу для всех членов общества без исключения. Таким образом, законодатель так же подзаконен, как и отдельный гражданин.
Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, однако и гражданин, в свою очередь, несет ответственность перед государством: он обязан соблюдать законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду. Защита Отечества также является долгом и обязанностью гражданина. Идеи правового государства находят свое выражение в конституциях современных государств.