1. Типы рыночных структур и основные черты рынка совершенной конкуренции.
2. Монополия, монопольная власть.
3. Ценовая дескриминация и условия максимизации прибыли при монополии.
4. Основные черты рынка монополистической конкуренции.
5. Олигополия: модели, ценовые войны, максимизация прибыли.
1.
Любая фирма, работая на рынке попадает в определённую рыночную структуру на определённый тип рынка, которые отличаются такими характеристиками как:
· Количество продавцов и покупателей;
· Особенности продукции;
· Степень конкуренции;
· Возможность входа на рынок (при создании бизнеса);
· Степень госрегулирования;
· Степень информированности продавцов и покупателей о ситуации на рынке.
В экономической теории рассматриваются следующие типы рыночных структур:
1. Совершенная конкуренция (в реальности не существует);
2. Монополия;
3. Монополистическая конкуренция;
4. Олигополия.
Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:
· множество мелких продавцов и множество покупателей продукции;
|
|
· однородность выпускаемой продукции, т.е. товары, предлагаемые конкурирующими фирмами одинаковые;
· свободный вход на рынок, отсутствие барьеров для создания бизнеса;
· продавцы и покупатели не могут воздействовать на цену, следовательно, она у всех одинаковая;
· совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка.
Любая фирма стремится к максимизации прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом (валовой выручкой) и совокупными издержками.
Прибыль определяется по формуле:
П = RT – TC
TR = Q P
где TR – валовая (общая) выручка;
TC – валовые (общие) издержки;
Q – объём продукции;
P – цена.
В краткосрочном периоде фирма анализирует все виды издержок:
· Постоянные;
· Средние;
· Переменные;
· Предельные.
В условиях совершенной конкуренции цена на продукцию является постоянной величиной, не зависящей от объёмов производства.
Условием максимизации прибыли при определении требуемых объёмов производства является равенство предельных издержек и цены продукции:
MC = P
Объём выпуска, который максимизирует объём прибыли называется максимальным.
2.
Монополия – это тип рыночной структуры, при которой существует только один продавец, контролирующий всю отрасль (рынок) определённого товара, не имеющего близкого заменителя.
Существуют следующие виды монополий:
· Закрытая – защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентами, авторскими правами (вакцина, лекарство).
· Естественная – отрасль, в которой издержки производства будет минимальными, если только одна фирма будет обслуживать государство (коммунальные предприятия, РЖД).
|
|
· Открытая – ситуация, когда одна фирма на определённое время поставляет продукцию или услуги без защиты.
· Чистая – существует единственный продавец товара, которому нет близких заменителей, они существуют чаще на местных рынках, в том числе при покровительстве органов власти, государства.
Таким образом, основными чертами любой монополии является отсутствие у товаров заменителей, свободы входа на рынок и установление монополистом цены на свой товар.
Монополистическая власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар и контролировать рынок, но степень монопольной власти может определиться даже для нескольких конкурентов.
В качестве измерителя монопольной власти используется индекс Лернера:
L > 0, но меньше 1.
Поведение фирмы монополиста при определении объёма выпуска и цены товара определяется его затратами и потребительским спросом на товары определённой ценой.
Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи данного товара при данном объёме по разной цене разным покупателям. Занимаются для увеличения прибыли. Это понятие в 20 веке придумал и ввел Пигу.