Среди школьников
Наиболее частым методом сбора информации об употреблении ПАВ среди школьников является заполнение ими разнообразных опросных листов или анкет («мониторинги» употребления).
Надо иметь в виду, что сообщаемые характеристики такого поведения подвержены как ненамеренному, так и намеренному искажению. Намеренное искажение возникает из-за ощущения субъектом социальной приемлемости или неприемлемости поведения, которого касается проводимый опрос, а также в силу возрастных реакций (так, подросткам свойственна реакция аггравации – преувеличения каких-то особенностей своего поведения).
Почему-то считается, что прежде чем проводить профилактику, нужно знать, сколько курящих (пьющих и т. п). Возникает вопрос: зачем это знать? Употребление детьми и подростками ПАВ мы наблюдаем и так, «невооруженным глазом». Поэтому, прежде чем планировать диагностику в рамках профилактической программы, важно обдумать такие вопросы:
1 Какие данные Вы хотите получить?
|
|
2 Кому и для чего эти данные нужны?
3 Как Вы можете их использовать в профилактической программе?
4 Каким образом Вы обеспечите честность ответов на Ваши вопросы?
5 Не навредит ли исследование собственно профилактическим задачам?
Мы – за ограничение мониторинговых процедур по выявлению употребления детьми и подростками психоактивных веществ. Данные процедуры, особенно некорректно организованные, являются вредоносными, активируют интерес подростков к психоактивным веществам.
Косвенное выявление риска употребления ПАВ при острой необходимости можно получать при диагностике представлений учащихся о здоровом образе жизни или об их отношении к факторам, наносящим вред здоровью. Кроме того, профилактический смысл имеет диагностика таких личностных свойств учащихся, как сознательная способность руководить своими эмоциями и действиями; ответственность; стремление к самореализации, личностному росту; способность к установлению конструктивных отношений; ценностное отношение к своему здоровью и жизни.
Требования к педагогам в контексте профилактики
Классные руководители, учителя-предметники должны знать: виды психоактивных веществ, в том числе курительных смесей; причины употребления ПАВ детьми и подростками; последствия употребления ПАВ (биологические, социальные, психологические); этапы формирования зависимости от ПАВ; факторы риска и факторы защиты; современные педагогические технологии профилактики зависимости несовершеннолетних; содержание и особенности работы с родителями зависимых подростков; признаки наркотического опьянения, тактику поведения педагога при подозрении на употребление ПАВ и при явном злоупотреблении ПАВ; адреса и телефоны организаций, куда могут обратиться за помощью родители и дети при возникновении проблем с ПАВ.
|
|
Учителя-предметники должны выявить потенциальные возможности в рамках своего предмета для обращения внимания учащихся на печальные последствия, вызванные присутствием в нашей жизни разного рода зависимостей. Данные факты должны косвенно (вплетаясь как сопутствующие основной теме урока) сообщаться детям. Не следует акцентироваться на них содержательно или в эмоциональной тональности сообщаемых учителем фактов.
Особым потенциалом в деле профилактики обладают такие предметы как история, обществознание, биология, химия, литература и ОБЖ. Необходимо специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что мотивация здоровья и здорового образа жизни, несомненно, является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление ПАВ.
Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями двигательной активности, спортивных занятий, привитие устойчивых гигиенических навыков, тренинг коммуникативных навыков, чтобы создавать поддержку в среде сверстников.
При выборе методов работы педагогические работники должны четко знать границы своей профессиональной компетенции и не «заходить на чужую землю», чтобы не навредить своими действиями профилактическим целям.
Тактика поведения педагога
При возникновении подозрений