СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНТА
РЕФЕРАТ
БАКАЛАВРА по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Математика», «Информатика» Дисциплина «Социология»
Выполнил: студент заочной формы обучения
4 курса, 1 группы
физико-математического факультета
Воробьева Кристина Александровна
Проверил:
Доцент кафедры философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин
Лактионов
Василий Викторович
Воронеж - 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................... 3
2. Социально-экономическое положение студента............................................. 4
|
|
3. Психологические характеристики студентов.................................................. 8
4. Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов.............................................................................................................................. 9
Заключение......................................................................................................... 15
Список использованной литературы................................................................ 16
Введение
В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.
Анализ потребителей образовательных услуг, степени их заинтересованности создает основания как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов ВУЗа.
Социально-экономическое положение студента
Анализ социально-экономического положения студентов включает в себя рассмотрение демографических характеристик (возраст, пол), выявление социальных параметров (принадлежность к социальному слою, уровень образования) и экономическое положение студента (условия проживания, уровень дохода).
|
|
Возраст студентов, поступающих в высшие учебные заведения, колеблется от 15 до 52 лет. В 2020 году наибольшее число студентов поступило в ВУЗы в возрасте 17 лет (39,4%), т.е. сразу же после окончания среднего учебного заведения. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности. Это свидетельствует о том, что университеты продолжают ориентироваться на недавних выпускников средней школы, однако доля их постепенно снижается (табл. 1).
Таблица 1
Возрастная динамика студентов
Возраст | Динамика (%) | ||
2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | |
19 лет и менее | 80 | 77,3 | 70,1 |
Больше 19 лет | 20 | 22,7 | 29,9 |
Возрастает доля студентов, для которых обучение в ВУЗе - это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реализации своих возможностей. В 2020 г. 38% студентов поступили в ВУЗ после перерыва в обучении в средней школе или другом учебном заведении (в 2002 г. число таких студентов составляло 27,7% от числа поступивших).
Среди студентов, поступивших в ВУЗ в 20020 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9% - мужчины. По сравнению с 2014 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки студентов.
Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную школу, 11,6% - спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, 26% - имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% - о высшем образовании.
Основная масса студентов проживает в городской местности (76,4%), причем 52,3% - в районных центрах, еще 24,1% - в столицах субъектов Федерации и в Москве. Лишь 13,2% студентов проживает в поселках и только 10,5% - в селах или деревнях.
Основная масса студентов живет в отдельных квартирах - 73,9%, 20,2% - в частных домах, 4% - в коммунальных квартирах.
Возросло по сравнению с 2019 годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, - 19,3%, 9% студентов - холостые, женаты (замужем) или разведены - 14,1% студентов. При этом большинство женатых или разведенных студентов имеют детей. Очевидно, это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов.
Для выявления социальной направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе родителей студентов: место работы родителей, их образование и ученая степень. Также интересно рассмотрение динамики его изменения.
Основная часть матерей студентов работает на государственных предприятиях - 69,5%, несколько меньше - 19,6% - работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся домашним хозяйством, - 10,3%; в 2017 г. их было 25%.
Большинство матерей студентов, поступивших в 2020 г., имеют высшее или среднетехническое образование - 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование имеют 2,4% матерей.
Профессиональные характеристики отцов во многом традиционно совпадают с характеристиками матерей. Так, 55,6% также работает на государственном предприятии, несколько выше среди отцов доля лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью - 12,7%. По сравнению в 2005 г. (5% от общего числа) в два раза увеличилось число отцов, работающих в крупных негосударственных корпорациях (11,8%). Высшее и среднетехническое образование имеют 80% отцов, среднее - 17,4 % и неполное среднее - 2,6%.
По уровню образовательного ценза основная часть студентов принадлежат к тем группам населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного ценза:
· 55,2 % - средний уровень (оба родителя имеют среднее образование);
· 40% - уровень выше среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);
· 0,1 % - низкий образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при этом нет лиц с высшим образованием);
|
|
· 3,3 % - ниже среднего;
· 1,5% - высокий уровень (один или оба родителя имеют ученые степени и звания).
Согласно всероссийским опросам и прогнозам две трети студентов российских ВУЗов рекрутируются из семей интеллигенции. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в ВУЗе студентов значительной доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз (58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон политики высших учебных заведений.
Социальная принадлежность студента обусловливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители. Социальная структура российского общества в последнее десятилетие интенсивно меняется. За эти годы уже поменялись три тенденции в социальной структуре российского общества, что обусловлено базовыми изменениями форм собственности. В настоящее время структура общества характеризуется появлением слоев (страт) на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров - нового управленческого слоя (новой элиты), средних слоев, безработных и т.д.
По данным некоторых социологических исследований, стратификационную модель современного российского общества можно представить следующим образом:
· правящая и экономическая элита составляет 0,5%;
· верхний слой - крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие суб элитные группы - 6,5%;
· средний слой - представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры - 20%;
· базовый слой - рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса - 60%;
|
|
· низший слой - малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные - 7%;
· «социальное дно» - 5%.
Основная масса студентов рекрутирована из среднего и базового слоя, который составляет 80% населения России, и ВУЗ, привлекая студентов из этих слоев населения, имеет определенный резерв абитуриентов.
Большинство студентов, поступивших в ВУЗы в 2020 г., а именно: 73,1%, имеют средний уровень совокупного семейного дохода; высокий уровень у 5,9% поступивших, 16,2 % имеют скорее низкий и 4,8% - низкий уровень семейного дохода.
студент