Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
Педагогический институт
Реферат к экзамену по теме
«Методика изучения арифметических действий»
«Приемы письменного деления»
Работу выполнила:
Студентка гр.ЗНОу-118
Коршунова Евгения Сергеевна
Работу проверила:
Старший преподаватель
Болотова Т.В.
Владимир 2020
Содержание
Введение.........................................................................................................................3
Раздел 1. Методика Моро М.И УМК «Школа России».............................................4
Раздел 2. Методика Чекина А.Л. УМК «Перспективная начальная школа...........14
Раздел 3. Методика Дорофеева Г.В. «Перспектива»................................................21
Введение
ПРИЁМЫ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ.
Этот алгоритм базируется на знании:
1) соотношения между разрядными единицами;
2) свойства деления суммы на число;
3) взаимосвязей между компонентами и результатом действий умножения и деления;
4) приёма деления с остатком;
5) случаев табличного и приемов внетабличного умножения и деления.
Рассмотрим приёмы письменного деления в разных программах.
Раздел 1. Методика Моро М.И УМК «Школа России»
Приёмы письменного деления во многом опираются на приёмы деления с остатком. Поэтому перед изучением приёмов письменного деления необходимо особое внимание уделить теме «Деление с остатком». По программе М.И. Моро, деление с остатком изучают в конце 3 кл., а приемы письменного деления в 4 кл. По программе Н.Б.Истоминой, тема «Деление с остатком» идёт накануне темы «Письменное деление». Уже в теме «Деление с остатком» необходимо показать форму записи деления столбиком.
По программе Моро М.И. письменное деление изучают в 3 этапа:
1.Деление на однозначное число;
2. Деление на круглое число;
3. Деление на двух- и трёхзначные числа.
Деление на однозначное число.
1. В начале этапа проводится подготовительная работа с целью повторить теоретическую основу данного приёма, т.е повторяют:
1) Разрядный состав и соотношение между разрядными единицами;
2) Свойство деления суммы на число (его изучают в 3 кл. (М3М), в 4 кл. вспоминают и расширяют область действия, т.к. в 3 кл. это свойство рассматривают для двух слагаемых, расширяют для 3, 4, 5 слагаемых. Например, найди значение выражения:
1. (12+6):2 – каждое слагаемое делят отдельно.
2. (12+6+4):2
3. (12+6+4+8):2
Для нахождения значений 2. и 3. выражения опираемся на первое выражение и используем приёмы сравнения и аналогии.
3) Повторяют взаимосвязи между умножением и делением, т.е правило, как найти неизвестный множитель, делимое, делитель.
4) Повторяют табличное и внетабличное умножение и деление.
5) Повторяют деление с остатком.
2. Ознакомление с приёмом.
Проводится на специальном уроке и используется такой же методический приём, как при ознакомлением с приемом письменного умножения: сравнение устного и письменного приёма.
Сначала вспоминаем прием устного деления на однозначное число. Например,864:2=800:2+60:2+4:2. Первое число заменяем суммой разрядных слагаемых, опираемся на свойство деления, каждое число делим на 2.
Затем учитель сообщает, что те же действия можно представить в виде другой модели, в виде столбика. Объясним, каким образом осуществляется запись. Каждую цифру пишем в одной клетке на расчерченной доске. Знакомим детей с простейшим алгоритмом письменного деления:
1) записываем….
2) делю сотни…
3) делю десятки…
4) делю единицы…
5) читаю ответ.
(Моро 3 класс часть 2 стр.92)
Такой алгоритм предлагается в учебнике М3М часть 2, в конце учебного года, т.к. по программе Моро в конце года начинают изучать тему следующего года.
Через несколько уроков закрепления предлагаем более сложные случаи:
Здесь используется тот же алгоритм, но оставшуюся единицу первого неполного делимого переводим в другой разряд – из сотен в десятки.
(Моро 3 класс часть 2 стр.93)
В 4 кл. продолжаем изучение, повторяем эти случаи и усложняем их. Рассмотрим случаи, когда первым неполным делимым выражено двузначное число. Моро 4 класс 1 часть стр.12-14
Например, 285| 3