Этические проблемы генной инженерии: аспекты создания и использования трансгенных растений и животных

Постгеномная эра в первой декаде XXI-ого века подняла на новый уровень развитие генной инженерии. Так называемый Кельнский Протокол «На пути к биоэкономике, основанной на знаниях» определил биоэкономику как «преобразование знаний наук о жизни в новую, устойчивую, экологически эффективную и конкурентоспособную продукцию». Дорожная карта генной инженерии содержит целый ряд направлений: генотерапия, биоиндустрия, технологии, основанные на стволовых клетках животных, ГМ растения, ГМ животные и т.д.

Генная инженерия не является наукой — это только набор инструментов, использующий современные достижения клеточной и молекулярной биологии, генетики, микробиологии и вирусологии.

Генная инженерия (генетическая инженерия) — совокупность методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных (созданные благодаря биотехнологии на основе ДНК) РНК и ДНК, по выделению генов из организма, осуществлению манипуляций с генами и введению их в другие организмы.

 Генная инженерия — составная часть современной биотехнологии, теоретической основой ее является молекулярная биология, генетика. Суть новой технологии заключается в направленном, по заранее заданной программе конструировании молекулярных генетических систем вне организма (in vitro) с последующим внедрением созданных конструкций в живой организм. В результате достигается их включение и активность в данном организме и у его потомства. Возможности генной инженерии — генетическая трансформация, перенос чужеродных генов и других материальных носителей наследственности в клетки растений, животных и микроорганизмов, получение генноинженерно-модифицированных (генетически модифицированных, трансгенных) организмов с новыми уникальными генетическими, биохимическими и физиологическими свойствами и признаками, делают это направление стратегическим.

Технология включает несколько этапов создания ГМО:

1. Получение изолированного гена.

2. Введение гена в вектор для встраивания в организм.

3. Перенос вектора с конструкцией в модифицируемый организм-рецепиент.

4. Молекулярное клонирование.

5. Отбор ГМО.

Первый этап — синтез, выделение и идентификация целевых фрагментов ДНК или РНК и регуляторных элементов очень хорошо разработан и автоматизирован. Изолированный ген может быть также получен из фаговой библиотеки.

Второй этап — создание in vitro (в пробирке) генетической конструкции (трансгена), которая содержит один или несколько фрагментов ДНК (кодирующих последовательность аминокислот белков) в совокупности с регуляторными элементами (последние обеспечивают активность трансгенов в организме). Далее трансгены встраивают в ДНК вектора для клонирования, используя инструментарий генной инженерии — рестриктазы и лигазы. За открытие рестриктаз Вернер Арбер, Даниел Натанс и Хамилтон Смит были удостоены Нобелевской премии (1978 г.). Как правило, в качестве вектора используют плазмиды — небольшие кольцевые молекулы ДНК бактериального происхождения.

Следующий этап — собственно «генетическая модификация» (трансформация), т.е. перенос конструкции «вектор — встроенная ДНК» в отдельные живые клетки. Введение готового гена в наследственный аппарат клеток растений и животных представляет собой сложную задачу, которая была решена после изучения особенностей внедрения чужеродной ДНК (вируса или бактерии) в генетический аппарат клетки. Процесс трансфекции был использован как принцип введения генетического материала в клетку.


49.Проблема смерти в истории философии и медицины.

Отношение к смерти в истории человечества.

В ходе истории отношение к смерти изменялось. Можно выделить несколько

этапов, характеризующих отношение к смерти.

Первый этап — возложение ответственности за смерть на одушевленные или

неодушевленные силы, т.е. отказ верить в то, что смерть представляет собой естественное событие. Это подтверждают погребальные обряды египтян, ассирийцев,

шумеров.

Существует большое количество мифов о происхождении смерти, изображения

смерти. В древнегреческой мифологии Бог смерти — Танатос, брат Гипноса, Бога сна.

В культуре человечества формировались понятия о душе, загробном мире, религиозно-магические обряды, погребальный культ, надежда на воскресение.

Обычай требовал захоронения в течение 24 ч. после констатации факта смерти,

что диктовалось гигиеническими соображениями. Римляне кремировали умерших.

Второй этап — принятие смерти как реального, завершающего жизнь события

(иудейско—эллинские цивилизации).

Третий этап — попытки преодолеть реальность смерти, отрицание смерти.

Четвертый этап — современный. Цивилизация настолько приблизилась к краю

пропасти, что трансценденция является единственной защитой от гибели. Обретение

смысла жизни и уменьшение боязни умереть. Смерть — кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие.

Смерть, с точки зрения этики, связана с моральной оценкой личности умершего,

его отношения с окружающими. Вера освобождает от страха смерти, заменяя страхом

потусторонней кары — это побудительный фактор для моральной оценки поступков,

различения добра и зла, утверждения нравственного смысла и ценности жизни, а также меры ответственности за свои дела.

 

50.Медикализация и критерии констатации смерти.

Медикализация смерти была связана в XX в. с развитием в городах сети больниц, которые стали местом спасения для одних, но и местом смерти других людей.

Процент умерших в больницах возрастал, в Нью-Йорке, например, в 1967 г. уже 75%

умерших скончались в больницах. Эта тенденция для врачей означала необходимость

не только констатировать смерть, но и иметь дело с процессом умирания, отличающимся по длительности в разных случаях. Врачами было замечено, что процесс умирания укорачивается или продлевается в зависимости от их действий. Врач, конечно, не мог отменить смерть, но часто был в состоянии повлиять на длительность этого процесса в широких пределах — от не скольких часов до нескольких недель, месяцев или даже лет.

В результате медикализации смерти врачи оказались вовлеченными в

сложную, трагическую область человеческого существования. Благодаря этому

медицинская профессия обрела новый источник власти в обществе и новую, серьезную ответственность. Философы и врачи мыслители разделяли причины смерти на три

большие группы:

1. Связана с разного рода личными свойствами типа небрежности, недосмотра или невежества.

2. Смерть вследствие внутренней врожденной патологии.

3. Смерть людей восходит к условиям жизни, которые объективно воздействует на людей извне.

Различие клинической смерти (обратимого этапа умирания) и биологической

смерти (необратимого этапа умирания) явилось определяющим для становления реаниматологии — науки, изучающей механизмы умирания и оживления умирающего

организма.

Клиническая смерть — особый вид существования — терминальное состояние, граница бытия и небытия живого; процесс умирания как переход одного качества в другое. Специфическая особенность клинической смерти — ее принципиальная обратимость, поскольку с биологической точки зрения при ней сохраняется еще достаточное количество «элементов жизни», многие функции которых лишь приостановились. Временной интервал, характеризующий клиническую смерть — 5 - 6 минут (иногда менее) — количественно выраженная мера еще сохраняющейся жизни. Этический императив требует от медиков отношения к клинической смерти как состоянию, нуждающемуся в неотложных мерах помощи.

Критерии смерти — признаки, определяющие окончательную степень деградации жизненного процесса и объективное наступление смерти. Современные

концепции предлагают считать таким критерием смерти человеческого индивида омертвление головного мозга, ибо именно в этом случае утрачивается автономность и

индивидуальность личности.

Масштабы проблемы ПВС. По многим причинам точно оценить распространенность синдрома ПВС в различных странах не представляется возможным. Существуют лишь приблизительные оценки, причем некоторые данные исследований существенно различаются.

Диагностика ПВС трудна, требует соответствующих навыков, длительного

изучения больного. До 42% случаев диагноза ПВС оказываются ошибочными. Именно

поэтому всем пациентам с тяжелыми мозговыми травмами необходимо дать шанс

пройти специальную реабилитационную программу. Эти больные не нуждаются в

жизнеобеспечивающей аппаратуре, внутривенных вливаниях или сложном лечении.

Единственное, что им необходимо, — это искусственное питание через желудочный

зонд.

Состояние ПВС поднимает множество этических проблем, связанных с применением критериев смерти и попыткой дать оценку пограничным состояниям.

Здесь конфликтуют такие этические понятия, как «священность жизни» и «право

на достойную смерть», а также «уважение к личности», что выражается в практических трудностях принятия суррогатных решений в интересах пациента.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: