(Евангелие от Матфея, зач. 33, гл. 9, ст. 27-35; Апостол к Римлянам, зач. 116, гл. 15, ст. 1-7).
1) К ст. 34. Клевета никого не щадит, даже Самого Господа. Клевета - убийство. В одной повести злодей вливает яд в уши другого человека, но клеветник и есть именно такой человек, - убийца, вливающий в душу отравляющий яд. Сплетня - вид клеветы. Сколько зла происходит от сплетни. Сколько семей разбито ею.
2) Сравнение слепоты духовной со слепотой телесной. Что такое слепота духовная? - Ослепление наше грехами и страстями до невозможности пользоваться светом правды, добра и мира. Тяжесть слепоты духовной. Средство для ее исцеления - вера.
3) Слепые, немые и глухие служат для нас уроком употребления и освящения наших чувств. «Ты вся наша чувства страстнаго умерщевления свободи, благаго тем владыку внутренний помысл приставив: и око убо да не приобщно будет всякаго лукаваго зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных: очисти же наша устне хвалящия Тя, Господи!» (Молитва верных первая на литургии преждеосвященных даров; ср. Иов. 31:1; Сир. 9:8. 28:28, 29; Ис. 33:1, 15, 16; Притч. 12:22, 25; Иак. 2:2; Ефес. 4:25, 29).
|
|
4) Когда мы бываем духовно немыми? Наша обязанность - иметь отверстые уста для исповедания веры, защиты слабых, обличения злоупотреблений, беззаконий и проч.
5) «И проглагола немый» (ст. 33); наставление о разумном употреблении человеческого языка и речи. Злоупотребление языком. Сила и польза своевременного слова.
Я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(Евангелие от Матфея, зач. 58, гл. 14, ст. 14-22. Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 124, гл. 1, ст. 10-18).
1) Собирайте остатки. Не бросайте лишнее, даже ненужное вам. Должно уважать дар Божий, хлеб. Грех небрежно относиться к нему. Все берегите для ближнего. Есть люди, которые готовы из грязи достать корку.
2) Не закрывайте руки своей для ближнего. Господь воздаст сторицей. Если разломите хлеб свой нищему, он увеличится в ваших руках.
3) Дадите им вы ясти (ст. 16). Обязанность наша, по примеру Господа, заботиться о доставлении удовлетворения потребностей наших ближних, духовных и телесных.
4) При благословении Божием малое и скудное делается великим и преизбыточествующим (ст. 17, 19, 20).
5) Пример Христа, очень часто уединявшегося для молитвы (ст. 22, 23), как побуждение нас к усердной и постоянной молитве (Мф. 6:5, 6).
Я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(Евангелие от Матфея, зач. 59, гл. 14, ст. 22-34; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 128, гл. 3, ст. 9-17).
1) Жизнь — море бурное. Волны - грехи заливают нас. Нам кажется, что мы гибнем. Будем крепко держаться за Господа... Держась за руки Его, мы не утонем.
2) Не бойтесь! Не бойтесь смущений житейских, не бойтесь страхов и страданий. Знайте, что в тяжелую минуту придет Он со Своею помощью.
|
|
3) Сопоставление жизни человеческой с бушующим морем (ст. 24). В нашей жизни мы встречаем постоянно опасности, но они страшны и губительны только тогда, когда нас оставляет Господь (ст. 22, 24); затем, когда в бедах мы не прибегаем тот же час за помощью с молитвою и раскаянием к Богу (ст. 26, 30) и, наконец, тогда, если кто решается оставить корабль, или Церковь (ст. 29, 30) или же теряет веру и надежду (ст. 31).
4) Верующие - Божий храм, Божие строение, Божия нива (ст. 9, 16).Любвеобильность и человеколюбие Господа в этих образах и наименованиях людей.
5) «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (ст. 16). а) Высокое достоинство нашей души (Мф. 6:25, 16:26; Мк. 8:36, 37; Лк. 9:25); б) Грех пренебрежения своею душою (Мк. 8:36); в) Счастье и радость души, в которой живет Святой Дух (Рим. 14:17; Ефес. 5:9); г) Горе души, покинутой Святым Духом (Мф. 21:19; Ин. 13:27; Лк. 11:26; Рим. 1:28; 1 Цар. 16:14, 15; Ис. 63:10; Иерем. 15:6).
6) Великая кара Божия на соблазнителей и растлителей души человеческой (ст. 17; Мф. 18:6, 7; 2 Петр. 2:13; Рим. 1:24-26). Увещание удаляться от соблазнителей (2 Кор. 6:14-18).
Я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(Евангелие от Матфея, зач. 72, гл. 17, ст. 14-23; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 131, гл. 4, ст. 9-16).
1) Молитва и пост - два средства против искушений бесовских. Молитва, приближающая нас к Богу, а пост, ослабляющий волю тела - убивает, делает победимыми страсти, живущие в теле.
2) Мы не могли... Как часто в жизни говорим мы: «не можем».. Не можем бороться со злом, грехом. Почему апостолы не могли исцелить больного? Они были - «без учителя». Мы не можем исцелить себя потому же, что «учителя нет», потому что мы не связаны душой с Господом, в Котором источник силы.
3) По внешнему смиренному виду нельзя судить о малом достоинстве человека (ст. 11) и наоборот, по внешним наружным признакам величия в людях нельзя заключить об их высоких нравственных качествах, хотя величие в жизни обычно между людьми и ценится более смирения (Притч. 14:20). Св. Александр Команский - угольщик, избранный епископом.
4) Есть ли в нас вера, хотя в «горчичное зерно»?... Кажется, нет. Кто верит в Бога, тот не может спокойно делать зло. Если мы верим, что Бог жив и, следовательно, видит, то если бы мы и грешили по слабости воли, падали - полные ужаса перед гневом Божиим, а мы живем спокойно и спокойно грешим. Это значит, что мы в действительности не верим, что Бог есть. А если бы поверили, то из этой малой веры выросло бы великое дерево, великое и ветвистое, и вера наша двигала бы не только горы, но и человеческие души.
Я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(Евангелие от Матфея, зач. 72, гл. 18, ст. 23-35; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 131, гл. 9, ст. 2-12).
1) Господь простил нам так много. Неужели мы, получив милость великую, радость огромную, ради радости этой не забудем мелких обид.
Прощайте... Кто не прощает, того не простит Бог. Он не имеет права читать Молитву Господню. Он не имеет права ходить в храм Божий, ибо не может принести дара, не примирившись с братом своим.
2) Напоминание слушателям о том, что наступит рано или поздно время, когда каждому человеку нужно будет предстать на Суд Божий и отдать отчет о своих делах во время земной своей жизни (ст. 23).
3) Обличение людей бездушных и жестокосердых (ст. 28, 29). Наша обязанность - иметь всегда настолько любви к ближнему, чтобы быть в состоянии на его слова: «потерпи на мне и вся ти воздам» - отнестись к нему с полною снисходительностью.