Экономические ресурсы: понятие и виды

Предмет экономической теории. Ее функции. Методы исследования.

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

В первую очередь экономическая теория, как и любая другая наука, выполняет познавательную функцию, которая состоит в описании, обобщении и объяснении экономических процессов. Вторая функция — методологическая. Экономическая теория служит базой для ряда экономических наук: отраслевых (например, экономика промышленности, торговли и общественного питания, транспорта), функциональных (финан­сы, маркетинг, рынок ценных бумаг), межотраслевых (экономи­ческая география, демография, статистика). Она разрабатывает методы и средства научного инструментария, необходимого для исследований всем экономическим наукам. Третьей функцией экономической теории является практическая, показывающая, какие конкретные действия желательны или нежелательны для общества сегодня. Дисциплина разрабатывает принципы и мето­ды рационального хозяйствования, служит для научного обосно­вания экономической политики правительства, диктует необхо­димость определенного поведения людей.

Особого внимания заслуживает Идеологическая функция, упоминание о которой с перестроечных времен (вторая половина 80-х годов) исчезло из всех учебных материалов по экономической теории, а само слово «идеология» было изъято из обращения, хотя провозглашение отказа от идеологии – это тоже идеология.

Вэкономической теории используются различные приемы познания хозяйственной деятельности, основными из которых являются:

Метод анализа;

Метод синтеза;

Метод индукции;

Метод дедукции;

Метод аналогии.

Анализ представляет собой метод познания, предполагающий разделение целого на составные части для изучения этих частей по отдельности. Например, исследование закономерностей образования рыночного спроса при помощи исследования его определяющих факторов: доходов, потребительских предпочтений, цен и т. д.

Синтез – это метод познания, который основан на объединении частей явления, исследованных в процессе анализа, в одно целое. К примеру, формулировка рыночного спроса может быть правильной только при совместном рассмотрении его определяющих компонентов. Анализ и синтез являются двумя взаимосвязанными сторонами процесса познания.

Метод индукции – это умозаключение от частного к общему.

Метод дедукции, наоборот, является умозаключением от общего к частному.

Метод аналогии является таким методом познания, который предполагает перенос свойств с известных процессов и явлений на неизвестные. Также могут применяться достижения в различных сферах познания. Например, часто денежное обращение сравнивается с системой кровообращения в человеческом организме, рыночное равновесие аналогично физическому равновесию.

 

Основные школы экономической теории.

Меркантелизм. Данная школа, сторонниками которой являлись Т. Ман, А. Монкретьен и др., была образована в 16-17 веках. Это первое серьезное становление экономической теории, как науки. Сторонники данной школы говорили о том, что для поддержания экономики страны необходимо накапливать богатства. Под богатством они подразумевали драгоценные металлы: золото и серебро. Их можно было получить в рамках внешней торговли.

Физиократы. Школа физиократов, ярым представителем которой являлся Франсуа Кенэ, была образована в 18 веке. Суть теории состояла в том, что экономику страны можно развивать только путем земледелия, а производство никак не влияет на ситуацию. В состав школы физиократов в основном входили крупные земледельцы того времени.

Школа политэкономии (классическая). Сторонниками школы и ее основателями считались Адам Смит и Давид Рикардо в конце 18 века, начало 19 века. Основа теории в том, чтобы государство имело минимальное вмешательство в рынок, только свободное ценообразование может дать развитую экономику.

Марксизм. Основателем школы по праву считается Карл Маркс, период конца 19 века - начало 20-го века. Суть теории в построении государства, где нет частной собственности, равное распределение труда, полная занятость и принятие решений государством.

Маржинализм. Сторонниками теории стали Менгер, Визер, Вальрас, конец 19 века. Суть теории: предельная стоимость товара в зависимости от предельной пользы этого товара на рынке.

Неоклассическая школа. Представители школы: Альфред Маршал, Артур Пигун, конец 19 века, начало 21 века. Суть в том, что рынок представляет собой совокупность микро агентов, которые хотят получить максимальную прибыль при совершенно минимальных издержках на его производство.

Кейнсианство. Основатель теории Джон Кейнс, 20 век – начало 21 века. Суть теории: государство управляет и регулирует денежную массу на рынке, то есть может снижать или увеличивать спрос на все виды товаров и услуг.

Школа институционализма. Основатель Джон Гелбрейт, конец 20 – начало 21 века. В данной теории основную роль в экономической деятельности приписывают институтам, которые также выступают и на рынке международной торговли.

Школа Неоконсерватизма. Основатель Милтон Фридмен, конец 20 – начало 21 века. Теория сводится к тому, что конкурентный рынок – самая лучшая форма для экономики страны, государство лишь призвано обеспечивать нормальные условия в конкурентной среде, рынок саморегулируемый.

 

Экономические ресурсы: понятие и виды.

Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.

Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: