Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
· Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
· Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);
· Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность);
· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
· Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена. Существенно также и то, повышается или понижается цена: эластичность при этом может отличаться.
|
|
Товары с эластичным спросом по цене:
· Предметы роскоши: драгоценности, деликатесы
· Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника
· Легкозаменяемые товары: мясо, фрукты
Товары с неэластичным спросом по цене:
· Предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электричество и другие источники энергии
· Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: карандаши, зубные щётки
· Труднозаменяемые товары: хлеб, электрические лампочки, бензин, наркотики
Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов, наиболее главные:
1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.
2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.
|
|
3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.
Эластичность спроса по цене на товар – показатель, который имеет большое практическое значение для производителя. Он помогает правильно выбрать цену и принимать рациональные решения по поводу ее изменения.
Выручка продавца равна Q х P. Если рассматривать эту формулу абстрактно (чисто математически), то из нее следует, что увеличение цены увеличивает выручку. Но экономически это не так. Выручка увеличивается только в случае неэластичного спроса на товар. Производителю действительно выгодно повышать цену. В случае же эластичного спроса производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. И наоборот, если он повысит цену, его выручка резко уменьшится.
Эластичность спроса по доходу. Кривые Энгеля.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – степень изменения спроса при изменении влияющих на него ценовых и неценовых факторов. В данной модели рассматривается эластичность спроса по доходу – зависимость изменения спроса от изменения доходов потребителей за определенный период. Эластичность спроса по доходу характеризуется коэффициентом эластичности спроса по доходу.
КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ – числовой показатель, отражающий степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
Кривая Энгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Показывает соотношение между доходом покупателя и количеством приобретаемого товара. Кривая, показывающая величину расходов на товары в зависимости от роста дохода.
Заметим, что кривые Энгеля схожи с кривыми спроса, поскольку они изображают соотношение между важным фактором, влияющим на спрос, и количеством приобретаемых благ.