В соответствии со ст. 925 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 34, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», отель отвечает как хранитель за утрату, недостачу или повреждение вещей постояльцев, внесенных в отель, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. Внесенной в отель считается вещь, вверенная работникам отеля, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте.
За утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца отель отвечает при условии, если они были приняты им на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему отелем индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении отеля.
|
|
Отель освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.
Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации отеля. В противном случае отель освобождается от ответственности за несохранность вещей.
Для того чтобы гарантировать сохранность имущества клиентов, в гостиницах разработаны и осуществляются целые программы, системы и комплексы мер безопасности. Одними из средств имущественной безопасности клиентов отеля являются камеры хранения и сейфы. Во избежание неприятностей гостей отеля информируют о возможности хранения багажа в камере хранения (Luggage room), а особо ценных вещей — в депозитных ячейках (safe deposit boxes) или в индивидуальных сейфах (individual safes).
Сейфы в гостиничных номерах предназначены для хранения широкого спектра вещей, которые не могут поместиться в боксе для безопасного хранения на стойке администратора.
Большинство гостиниц используют три типа сейфов: сейфы в гостиничных номерах, в служебных помещениях и мини-сейфы в зоне стойки регистрации (рис. 3.7).
Рис. 3.7.Сейфы гостиничных предприятий
Расположение сейфа в номере обеспечивает клиенту полную секретность в момент помещения предмета в сейф либо его извлечения из него. Гость использует собственный код, который может быть изменен по его желанию в любое время.
|
|
Сейфы в номерах гарантируют высокий уровень безопасности в том случае, если при их конструировании и установке использованы разумные стандарты и если они снабжены электронными ключами. Однако необходимо ясно понимать, что гостиничные сейфы не вполне равноценны банковским. Они сконструированы для того, чтобы удовлетворять разумным потребностям путешественника, таким как обеспечение безопасности принадлежащих ему ценностей, паспорта и других ценных вещей (рис. 3.8).
Рис. 3.8.Электронные сейфы в номерах гостиницы
Если гость забыл свой код, уполномоченный сотрудник гостиницы может открыть сейф электронным сервисным устройством. Если и сотрудник не в состоянии открыть сейф, то необходимо связаться с сервисной службой фирмы-поставщика и выяснить, как открыть данный сейф. Если кто-либо попытался подобрать код и ввел его несколько раз неправильно, то сейф блокируется на 30 мин. В этом случае сейф можно открыть с помощью сервисного устройства. В случае необходимости можно прямо в присутствии гостя распечатать отчет из «памяти» сейфа, который может выглядеть следующим образом:
§ 15 последних раз открывания и закрывания сейфа гостем (дата, время);
§ три последних раза, когда сейф блокировался из-за неправильного ввода кода пользователем (дата, время);
§ три последних попытки вскрыть внутреннюю крышку сейфа (дата, время) и т.д.
При принятии решения об установке сейфов в комнатах необходимо учесть три фактора:
§ размеры сейфа;
§ тип замка;
§ местоположение сейфа в номере.
Решающим фактором при выборе размеров сейфа должна быть клиентура, с которой имеет дело гостиница. Например, курортные гостиницы склоняются к относительно небольшим размерам сейфов, подходящих для хранения драгоценностей, денег, паспорта и видеокамеры. Отели, обслуживающие бизнесменов, предпочитают сейфы, в которых может разместиться портативный компьютер или чемоданчик.
В некоторых отелях пользование сейфами является бесплатной услугой, включенной в стоимость номера. В большинстве же отелей — это дополнительная платная услуга.
Во избежание неприятностей отель информирует гостей о возможности хранения багажа в камере хранения, особо ценных вещей — в депозитных ячейках и в индивидуальных сейфах.
Депозитные ячейки (сейфы) находятся в зоне службы приема и размещения. Сейфы с депозитными ячейками являются местом для хранения гостями своих ценностей при одновременном снижении ответственности гостиницы за утерянные или украденные ценности. Общая сумма хранимых гостем ценностей в ячейке сейфа должна ограничиваться законом Российской Федерации. Установленная сумма должна быть опубликована на видном месте (например, на дверце сейфа). Условия и порядок пользования сейфом должны строго соответствовать требованиям законодательства.
Принцип работы депозитного сейфа заключается в наличии двух ключей, один из которых находится у администратора, другой выдается гостю. Открыть ячейку возможно только при наличии обоих ключей, т.е. в присутствии гостя и сотрудника отеля. Для каждой депозитной ячейки в наличии должен быть только один комплект ключей, а любой дубликат должен быть уничтожен.
|
|
Служащий должен ознакомить гостя с правилами пользования депозитными сейфами и сообщить гостю, что существует только один комплект ключей к депозитной ячейке.
При использовании депозитной ячейки необходимо соблюдать ряд формальностей и вести соответствующую документацию. Гость должен заполнить и подписать регистрационную карту для пользования депозитной ячейкой, в регистрационной карте указывается дата, номер сейфа (ячейки), имя гостя и его постоянный адрес, номер комнаты, гость ставит свою подпись.
В регистрационной карте должны быть указаны следующие правила обращения с сейфами:
§ в целях безопасности отсутствие дубликата ключа;
§ в случае утери или порчи ключа гость согласен оплатить стоимость вскрытия сейфа;
§ при выезде из гостиницы гость должен освободить сейф и сдать ключ;
§ в случае если гость уехал, не сдав ключ, гостиница оставляет за собой право вскрыть сейф;
§ содержимое сейфа будет храниться в гостинице в течение одного года. По истечении этого срока право распоряжаться содержимым сейфа остается за гостиницей.
Служащий должен проводить гостя к отдельной кабинке, где гость может в условиях конфиденциальности воспользоваться сейфом и разместить свои ценности в сейфе.
Если гость хочет оставить за собой пустой сейф и получить от него ключ, служащий должен визуально проверить в присутствии гостя, что сейф на самом деле пуст.
Каждый факт пользования сейфом должен быть зафиксирован на оборотной стороне регистрационной карты (дата, время, подписи гостя и служащего), где гость подтверждает, что при открытии сейфа все ценности находятся в сохранности.
Факт выемки гостем ценностей и возврат ключа также должен быть зафиксирован, гость должен подтвердить своей подписью, что все ценности извлечены из сейфа и находятся в полной сохранности.
|
|
Каждый месяц должна проводиться ревизия всех ключей и депозитных ячеек.
Возможность хранения багажа в безопасном месте является одним из основных требований к уровню обслуживания отеля.
Предложите гостю услуги по хранению багажа в гостинице. Возможность хранить багаж в камере хранения гостиницы особенно удобна для гостей, которые прибывают рано утром и вынуждены ожидать, когда освободится и будет убран номер, или уже по факту выписались из гостиницы, но вынуждены ждать до вечера отхода транспортного средства.
К услугам камеры хранения гости также прибегают в следующих случаях:
§ багаж слишком громоздкий, занимает много места в номере и мешает гостю;
§ клиент временно покидает гостиницу, скажем, уезжает на несколько дней в другой город, а затем возвращается и получает багаж.
Камера хранения багажа всегда должна содержаться в чистоте и быть закрыта, за исключением случаев, когда в ней находится служащий. Дверь камеры хранения багажа должна быть снабжена табличкой и иметь звонок.
При приеме вещей проживающих на хранение ответственный за данный участок работы сотрудник выдает пронумерованную бирку или квитанцию на каждый предмет багажа и фиксирует следующие данные: фамилию гостя, номер комнаты, число мест багажа, срок хранения.
Каждый предмет багажа должен иметь бирку с номером комнаты и именем гостя.
Ценные вещи и предметы, включая дорогостоящую верхнюю одежду, в камеру хранения багажа не принимаются.
Хранение багажа может быть бесплатным или с оплатой по тарифу.
Как правило, хранение ручного багажа (сумок, портфелей, чемоданов) не более двух мест бесплатное. Хранение вещей больших габаритов производится за плату.
Выдача багажа осуществляется на руки гостю только по предъявлении бирки или квитанции. Если багаж гостя хочет получить его представитель, то кроме бирки или квитанции должно быть представлено письменное разрешение гостя на получение багажа, а его представитель должен предъявить свое удостоверение личности.
При выдаче багажа необходимо предлагать гостям помощь подносчика багажа или швейцара.
В случае потери багажного жетона необходимо соблюсти определенные формальности:
§ сотрудник камеры хранения должен поставить в известность о случившейся потере руководителя службы приема и размещения, а также службу безопасности отеля;
§ гостю необходимо подробно описать содержимое багажа, указать сроки его предыдущего или текущего пребывания в отеле;
§ ответственный представитель отеля должен сделать копию документа, удостоверяющего личность клиента.
Багаж выдается гостю только после того, как установлено, что он является его законным владельцем.
Выдача багажа представителям фирмы по просьбе гостя может быть осуществлена только при наличии доверенности владельца багажа.
Если гость забыл, оставил или потерял свое имущество в гостинице, то сотрудникам необходимо придерживаться следующих процедур хранения и выдачи найденных вещей:
§ найденные вещи гостя, который уже покинул гостиницу, должны быть зарегистрированы в журнале руководителем службы гостиничного хозяйства или его заместителем;
§ в журнал нужно внести дату, время и место нахождения вещи, наименование и описание вещи, имя гостя (если известно), имя и должность сотрудника, обнаружившего вещь;
§ после регистрации вещи помещаются в пакеты соответствующих размеров, к которым прикрепляется карточка с информацией из журнала регистрации (регистрационный номер, имя гостя, место, где была найдена вещь, наименование вещи, имя сотрудника, нашедшего вещь, примечание, подпись руководителя или заместителя);
§ найденные вещи и ценности должны храниться в сейфе руководителя службы гостиничного хозяйства или в специальном помещении со стеллажами и холодильником для скоропортящихся продуктов;
§ вещи гостя должны храниться, по крайней мере, 6 мес.;
§ ценности гостя должны храниться, по крайней мере, один год, после чего отдаются тому, кто их обнаружил;
§ нераспакованные продукты должны храниться 48 ч;
§ на невостребованные вещи, переданные нашедшим их сотрудникам, оформляется пропуск на вынос вещей (дата, имя служащего, отдел, должность, наименование вещей, подпись руководителя службы) и делается соответствующая отметка в журнале;
§ разрешение на вынос оформляется в трех экземплярах: в службу безопасности, самому сотруднику и для руководителя, выписавшего пропуск;
§ если владелец вещи, стоимость которой высока, отказывается от нее, руководитель службы гостиничного хозяйства должен принять меры для получения письменного отказа от владельца найденной вещи в пользу гостиницы;
§ гостиница не должна первой входить в контакт с гостем в целях информирования его о нахождении забытой вещи, чтобы сохранить конфиденциальность гостя и не нанести урон его частной жизни;
§ если гость востребовал найденные вещи в течение установленного гостиницей срока, необходимо убедиться, что обратившийся гость действительно является владельцем вещей;
§ оформить акт на возврат забытой вещи (срок хранения документа — 1 год);
§ если гость не имеет возможности прибыть в гостиницу, выдать вещь другому лицу возможно только при наличии доверенности от владельца забытой вещи и получения устного подтверждения от самого владельца вещи о его желании, чтобы вещь передали его представителю.
Контрольные вопросы к Главе 3
1. Как заключается договор на гостиничное обслуживание?
2. Опишите порядок регистрации гражданина Российской Федерации.
3. В каких случаях гость может расторгнуть договор на оказание услуги?
4. Охарактеризуйте процесс поселения гостя в гостиницу.
5. Что входит в стандарт процедуры поселения в гостиницу?
6. Перечислите критерии организации любой дополнительной услуги в отеле.
7. Охарактеризуйте категории дополнительных услуг.
8. Какие услуги включены в стоимость номера?
9. Какие бесплатные услуги могут предоставляться дополнительно?
10. Какие обязательные услуги предоставляются за отдельную плату?
11. Охарактеризуйте свадебный пакет. Приведите примеры данного пакета.
12. Охарактеризуйте конференц-пакет. Приведите примеры данного пакета.
13. Охарактеризуйте пакеты для отдыха. Приведите примеры данного пакета.
14. Охарактеризуйте тематический пакет. Приведите пример данного пакета
15. Какие способы предоставления услуги питания возможны в отелях?
16. Какие виды меню могут быть представлены в ресторане?
17. Охарактеризуйте подразделение обслуживания в номерах.
18. Охарактеризуйте поощрительные программы и программы лояльности в отеле.
19. Какие рекомендации необходимо учитывать при создании программ повышения лояльности клиентов?
20. Охарактеризуйте зарубежные и отечественные автоматизированные системы управления.
21. Какие классы автоматизированных систем управления используют в отелях?
22. Какие задачи позволяет решить модуль автоматизации службы портье?
23. Охарактеризуйте системы контроля доступа в помещения отеля.
24. Из каких частей состоит система электронных замков?
25. Охарактеризуйте системы управления замками.
26. Охарактеризуйте сейфы в гостиничных номерах.
27. Для каких целей гости используют депозитные ячейки? Приведите примеры.
28. Охарактеризуйте возможность хранения багажа в отеле.
29. Какие формальности нужно выполнять сотруднику, если гость потерял багажный жетон?
30. Охарактеризуйте правила хранения и выдачи найденных в отеле вещей.
Выполните задания
1. Решите ситуационные задачи по продаже гостям незабронированных мест в отеле.
Ситуация 1. В отель прибыл гость, на которого не было сделано предварительного бронирования. Да и в ваш отель он зашел случайно, поинтересоваться — в отеле нельзя ли поселиться на две ночи и каковы здесь условия? Ваши действия.
Ситуация 2. Прибывшие в отель гости заселились в забронированные для них номера, но войдя в номер, поняли, что категория номеров их не удовлетворяет и они хотели бы номера сменить. Ваши действия.
Ситуация 3. В вашем отеле есть свободные номера, но к стойке подходит гость, который для вашего отеля явно нежелателен. Ваши действия.
Ситуация 4. Прибывшие в отель в свадебное путешествие супружеская пара заранее забронировала обычный двухместный номер. Но в отеле есть двухместный номер более высокой категории, который простаивает. Ваши действия.
2. Решите ситуационные задачи по регистрации гостей в отеле.
Ситуация 1. Прибывший гость не говорит по-русски и очень плохо говорит по-английски. Вам необходимо его зарегистрировать в отеле. Ваши действия.
Ситуация 2. Лицо на фотографии в документе, который дает вам гость для регистрации, совсем не похоже на лицо прибывшего гостя, и документ явно просрочен. Ваши действия.
Ситуация 3. Для выполнения всех регистрационных формальностей и регистрации гостя уполномоченными органами ему необходимо оставить паспорт на стойке на 1 ч. Однако гость оставлять паспорт не хочет. Ваши действия.
3. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Данная услуга по стандартам государственной системы классификации в гостиницах категории «4 звезды» должна быть обязательно. 2. Вариант обслуживания в службе питания, при котором гости сами готовят себе пищу. 3. Двухразовое питание в гостинице. 4. Сотрудник, предоставляющий гостю информацию об экскурсиях, музеях, выставках и т.д. 5. При оказании данной услуги гостя доставляют из аэропорта в отель.
По вертикали: 1. Бесплатная услуга, в обязательном порядке предоставляемая в любой гостинице. 2. Название отечественной автоматизированной системы управления в гостинице. 3. Услуга, включенная в перечень спортивно-оздоровительного комплекса. 4. Данная услуга позволяет привести одежду гостя в порядок. 5. Подразделение общественного питания, где обслуживают гостей согласно меню.
4. Решите головоломку (ключевое слово 1 по вертикали).
Вопросы к головоломке (по горизонтали): 1. Самая востребованная гостями услуга после размещения. 2. Бесплатная услуга, включенная в стоимость проживания. 3. Результат проделанной работы службы в конце смены. 4. Дополнительная бесплатная услуга. 5. Обязательная услуга за дополнительную плату. 6. Услуга, включенная в стоимость номера. 7. Вид полиграфической продукции, представленный в виде стандартного бумажного листа определенного формата с воспроизведенной на нем постоянной информацией. 8. Платная дополнительная услуга для гостей приезжающих с детьми. 9. Бытовая платная услуга. 10. Бесплатная услуга в гостиничных номерах категории «5 звезд».
Ключевое слово — основная услуга, предлагаемая гостям.
5. Ответьте на тестовые задания.
1. Перечислите подходы к организации дополнительных услуг в отеле:
а) привлечения клиентов и формирования их лояльности;
б) внешние и внутренние условия организации дополнительных услуг;
в) получение прибыли от дополнительных услуг;
г) инновационный подход.
2. Укажите, что должно быть прописано в соглашении при заключении договора на гостиничное обслуживание:
а) порядок и сроки оплаты;
б) перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию;
в) виды услуг и их стоимость;
г) срок проживания в гостинице.
3. Укажите, какую информацию обязана гостиница предоставить в каждом номере:
а) о порядке проживания в гостинице;
б) правилах противопожарной безопасности;
в) правилах поведения;
г) правилах пользования электробытовыми приборами;
д) правилах пользования гигиеническими средствами.
4. Выберите услуги, относящиеся к бытовым услугам:
а) заказ билетов и экскурсий;
б) сауна, турецкая баня;
в) заказ такси;
г) продажа сувениров, подарков, книг;
д) визовая поддержка.
5. Укажите виды дополнительных услуг:
а) включенные в стоимость номера;
б) бесплатные;
в) услуги, предоставляемые за отдельную плату.
6. Укажите автоматизированную систему, построенную на базе трасформера «1С: Предприятие»:
а) Эдельвейс;
б) Синимекс;
в) Невский портье;
г) Интеротель.
7. Выберите параметры, влияющие на выбор автоматизированной гостиничной системы:
а) параметры номерного фонда;
б) расчетный час, ночной аудит;
в) время оформления гостя, работа с группами;
г) индивидуальные особенности гостиницы;
д) счет гостю, работа с кассовым аппаратом.
8. Укажите критерии организации дополнительных услуг:
а) грамотное руководство организацией дополнительных услуг;
б) привлечения дополнительных клиентов;
в) получение ощутимой прибыли от дополнительных услуг;
г) оправданность и целесообразность.
9. Меню со свободным выбором блюд — это меню, в котором:
а) указывают порционные блюда с индивидуальной ценой на каждое;
б) не проставлены цены;
в) фирменные и заказные блюда, готовят по заказу гостей.
10. Выберите из предложенного перечня обязательные услуги:
а) включенные в стоимость номера;
б) бесплатные;
в) услуги, предоставляемые за дополнительную плату.
11. Какие из перечисленных услуг относятся к техническим услугам:
а) бронирование через Интернет;
б) ксерокопирование, ламинирование документов;
в) распечатка газет и доставка в номера;
г) международная связь;
д) предоставление сейфов?
12. Укажите, что потребует гость при обнаружении недостатков оказанной услуги:
а) безвозмездного устранения недостатков;
б) бесплатного проживания;
в) уменьшить цену за оказанную услугу;
г) бонусную карту на обслуживание в SPA-салоне.
13. Укажите способы предоставления услуги питания:
а) бесплатное питание;
б) самообслуживание;
в) питание, предоставляемое за дополнительную плату.
14. Укажите виды гостиничных пакетов:
а) круглогодичные;
б) зимний пакет;
в) пакет выходного дня.
15. На какие классы делятся автоматизированные системы управления в отелях:
а) системы службы приема и размещения, управления коммерческим отделом, управления кассовыми аппаратами, интернет-бронирование, управление финансово-хозяйственной деятельностью;
б) системы службы приема и размещения, управления потоками, управления коммерческим отделом, управления кассовыми аппаратами, интернет-бронирование;
в) системы службы приема и размещения, управления потоками, управления коммерческим отделом, управления кассовыми аппаратами, работа с жалобами клиентов, управление складами, поставщиками?
16. Укажите информацию, содержащуюся в карте гостя:
а) фамилия гостя, номер комнаты и сроки проживания, национальность, курящий или некурящий номер;
б) фамилия гостя, номер комнаты и сроки проживания;
в) фамилия гостя, номер комнаты, национальные особенности, привычки, образ жизни, курящий или некурящий номер.
17. Укажите, на чем основаны программы вознаграждения постоянного клиента:
а) система накопления очков;
б) система покупки услуг;
в) система взаимного обмена льготами.
18. Укажите задачи, которые позволяет решать модуль автоматизации службы портье:
а) контроль предоставленных услуг;
б) контроль состояния номерного фонда;
в) периодичность;
г) контроль загрузки гостиницы.
19. Укажите рекомендации, которые необходимо учитывать при создании программ повышения лояльности клиентов:
а) продуманная стратегия маркетинга;
б) усиливать брендами партнеров;
в) правильно выбирать призы участнику программы.
20. Выделите критерии выбора современных систем:
а) функциональность, дружелюбный интерфейс, приемлемость срока внедрения и обучения персонала, использование современных аппаратных и программных средств;
б) функциональность, дружелюбный интерфейс, приемлемость срока внедрения и обучения персонала, возможность оплаты переводом и наличие сопроводительной документации;
в) функциональность, дружелюбный интерфейс, опыт работы, приемлемость срока внедрения и обучения персонала, использование различных видов оплат.
21. Укажите информацию, хранящуюся в памяти сейфа:
а) 15 последних раз закрывания сейфа гостем;
б) 3 последних раза, когда сейф блокировался из-за ввода кода пользователем;
в) 15 последних раз открывания и закрывания сейфа гостем;
г) 3 последних раза, когда сейф блокировался из-за неправильного ввода кода пользователем.